25 дек. 2010 г.

Представления о региональной ИОС

Ключевой задачей успешного развития ИТ в образовании я считаю создание устойчивой инфраструктуры, обеспечивающей продуктивную работу всех распространенных компьютерных платформ. Под инфраструктурой я понимаю комплекс нормативно-правовой документации, организационной структуры (кто, за что и как отвечает) и технической логистики (что, где, когда и как поставляется, меняется, хранится).

На мой взгляд, в настоящее время нет ясности ни по одному из указанных направлений, наблюдается откровенный перекос в сторону довольно кустарных программных решений на платформе Windows, образовательным учреждениям, вопреки законам 149-ФЗ, 135-ФЗ, навязываются программные продукты вместо обеспечения открытых протоколов обмена данными или, как минимум, форматов данных. Несмотря на издание региональными УО приказов о приведении документооборота в соответствие с законом 152-ФЗ «О персональных данных», продолжаются массовые сборы данных с образовательных учреждений, бланки согласий на персональные данные часто не отвечают требованиям, указанным в законе.

Одним из безусловных достижений в развитии ИТ, в частности, в московском образовании является многолетняя деятельность по созданию всем ОУ, изъявившим желание, кабельных систем для локальных сетей. Не все смогли квалифицированно проследить добросовестность монтажных работ, но они создали хорошую техническую базу для дальнейшего развития.

Однако наличие кабельных систем ярче проявило одно из узких мест развития ИТ - отсутствие квалифицированных специалистов в области системного администрирования. Это усложняет внедрение корпоративных ИТ, которые могли бы резко повысить ИТ-культуру и уровень решаемых в ОУ задач.

Для успешного развития ИТ необходимо надежное функционирование сетевых сервисов, которые зависят от технического состояния локальной сети, серверов (в локальной сети и вне нее). В этом вопросе система образования находится в каменном веке сетевых технологий.

Вынос ряда сервисов в Интернет является частичным решением проблемы. При этом нельзя забывать, что качество работы внешней сети ОУ не позволяет строить серьезных планов по реализации модных «облачных вычислений». К тому же, ряд сервисов проще и надежнее было бы реализовывать в локальной сети ОУ на традиционных отработанных серверных решениях. Тем более, что уровень проработки локальных серверов для всех компьютерных платформ сегодня довольно высок.

К сожалению, уровень квалификции специалистов в школах в массе невысок. Тем не менее, в ряде школ есть специалисты, которые оказываются более грамотны, чем в структурах управления образованием. Тем более обидно, когда такие школы вынуждены подстраиваться под неуклюжие распоряжения «сверху», хотя их внутренние сервисы заметно более продуктивны, чем навязываемые.

Для обеспечения надежной сетевой инфраструктуры я бы предложил разработку стандартных комплексных серверных решений на разных компьютерных платформах. В них я подразумеваю не только аппаратно-программную комплектацию, но и регламенты, типовые настройки, готовые к использованию инструкции. Это позволит тиражировать стандартные решения по однотипным школам и удаленно управлять ими из единых центров, построенных по территориально-типовому принципу. Для этого потребуется небольшое число специалистов, обслуживающих большое количество школ. Они могут приглашаться на адекватную квалификации зарплату.

Важность разных видов серверов обуславливается наличием различных компьютерных платформ и сервисов в школах. В частности, при наличии заметного числа Маков их обслуживание заметно упрощается, если использовать штатные возможности Мак-сервера. При наличии в организации развитой структуры Windows-сервисов логично им ставить Windows-сервер. Школам, перешедшим на СПО, или до сих пор не испытывавших проблем с отсутствием сервера, органичен вариант с Линукс. В ряде особо продвинутых школ могут потребоваться несколько различных серверов. Кстати, в таких школах можно было бы закрепить местных специалистов, дав им возможность параллельно заниматься администрированием других школ.

Разрешение сетевых проблем - непростая задача даже для спецов: если есть возможность установить в школы управляемые коммутаторы, ее можно было бы тоже разруливать извне.

Регламенты внешней ИТ-службы зададут формат и послужат основой для внутренних форматов.

Отсутствие внятных проработанных регламентов поддержки является причиной полной размытости техподдержки школ и нареканий со стороны Счетной палаты за расходованием этих средств. Сочетание внешних грамотных действий и решение внутренних проблем в школах обеспечат постепенное уточнение регламентных процедур по срокам, составам и объемам. Это позволит более адекватно планировать бюджет расходов и обеспечивать их эффективность.

Отдельным направлением работ я вижу информационное согласование различных программных решений. Считаю необходимым:

  • кардинально пересмотреть практику работы с персональными данными (она не вполне аккуратно соотносится с законодательством и весьма неудобна в реализации)
  • отказаться от навязываения программных решений
  • организовать постоянно действующую комиссию по протоколам обмена данными для утверждения стандартов
  • вносить требования по поддержке принятых протоколов в технические задания на программные продукты
  • организовать структуру по оптимизации расходов на приобретение лицензионных продуктов за счет коллекционирования запросов от образовательных учреждений, желающих сэкономить на их приобретении

В отношении техподдержки стоит создать электронную систему заявок, исполнение которых должно отражаться там же. Это позволит проанализировать реальные затраты на эксплуатацию различных видов техники, что позволит повысить эффективнеость новых закупок. Стоит минимизировать централизованные поставки техники и ПО как неоперативные и неэффективные (те школы, которым они не нужны, автоматически позволят перераспределить невостребованные средства на энтузиастов; те школы, которые не могут самостоятельно сформулировать потребность, могут заказать эту работу за некоторый процент от выделенных средств); в связи с изменением статуса и ожидаемого изменения 94-ФЗ эти изменения не будут слишком тяжелыми.

25.12.2010

14 нояб. 2010 г.

СКФ — игрушка прокурора

Все чаще в сети появляется информация о проверках прокурорами школ на надежность системы контентной фильтрации (СКФ) Интернет-трафика с последующей выдачей предписания «исправить ... наказать», включая судебные решения. Пример подобного предписания я привожу на отдельной странице для анализа (спасибо коллегам!). С новейшими Интернет-нововведениями можно найти публикации конкретных судебных рассмотрений, например, в Кировской области.

Информация о подобной «заботе» власти вызывает досаду и раздражение. Сама идея подобной фильтрации демонстрирует не заботу о детях, а элементарное ханжество — в школе нельзя, а дома обсмотрись. Обеспечить гарантированную фильтрацию технически невозможно! Единственный надежный способ — «белый список», что означает кастрацию самой идеи использования глобальной сети Интернет в школе. Единственный оправданный вариант использования подобного ограничения — для начальной школы, когда навыки учащихся только формируются: предотвратить ненужные блуждания учащихся за рамки необходимых для конкретного занятия Интернет-ресурсов.

Помимо содержательного и технического несоответствия данного поведения жизненным реалиям особое изумление вызывает юридическая сторона проблемы. Дело в том, что ни по закону, ни по роду деятельности образовательное учреждение не может отвечать за контентную фильтрацию. Эта деятельность не предусмотрена ни в Уставе, ни в законах, регламентирующих образовательную деятельность. Более того, ограничение доступа к информации запрещено Конституцией и федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Например, методические рекомендации ООО «Мегаверсия», выигравшей конкурс МинОбрНауки по разработке СКФ, при анализе юридической базы СКФ обосновывают право на фильтрацию. Анализ там более глубокий, чем у меня здесь, со ссылкой на международные акты. А в результате в п.2.9 на стр 88 разработчики сами утверждают, что их система не может гарантировано исключить возможность пропуска нежелательного контента!

Единственный федеральный нормативный акт, на который можно было бы сослаться (что прокуроры и делают), — закон от 24.07.1998 № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 14. «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» самим своим названием говорит об обязанности защищать ребенка.

Но к школам в свете проблемы СКФ она отношения почти никакого не имеет! Да и нет о фильтрации даже упоминания в законе.

Скорее наоборот: в п.1 декларируется ответственность органов государственной власти (т.е. прокуратуры, в том числе) за принятие мер по защите ребенка от вредной информации. А в отношении школ и других образовательных организаций эти самые органы власти, как сказано в п.1 ст.14.1, обязаны создавать «благоприятные условия для осуществления деятельности ... (включая места для их доступа к сети "Интернет")».

Судя по ширящейся практике прокурорских «предписаний», они именно это считают заботой о «благоприятных условиях»? А на мой взгляд, получается, что прокуратура не справляется с пресечением распространения вредной информации в сети Интернет и перекладывает ответственность за разгул информационных преступников на школы. Собственно, упрекать прокуратуру в неспособности справиться с потоком вредной информации никто не пытается. Все понимают, что это нереально. Непонятно, почему прокуратура предъявляет нереальные (и незаконнные!) требования к школе?

Для особо непонятливых в п.2 ст. 14.1 оговорено: «Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, … в пределах их полномочий способствуют … развитию детей». Особо хочу подчеркнуть — «в пределах их полномочий». И еще мне не очень понятно, как требуемые прокуратурой меры по ограничению информации из сети Интернет «способствуют … развитию детей»? Ведь, вредной информации фильтр все равно не отсекает (не может!), зато отсекает полезную информацию — проверено не раз.

Таким образом, предписание не согласуется с нормами закона в отношении «лиц, осуществляющих мероприятия по образованию», предъявляя требования за рамками полномочий и препятствуя задачам развития. Нет у этих лиц ни обязанности, ни задачи, ни возможности организовывать фильтрацию Интернет-контента. Даже провайдеры Интернет, имеющие лицензию на услуги связи, не могут фильтровать контент, т.к. это противоречит закону. Под ограничения попадают распространители запрещенной информации.

Остальная часть статьи посвящена ночным и разгульным развлечениям, которые к школе отношения не имеют вовсе.

В п.8 ст.14.1 указано: «за несоблюдение установленных требований к обеспечению ... мер по ... развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность». Однако ни в данном законе, ни в предписаниях прокуроров, ни в постановлении судов я не увидел юридически точной ссылки на норму, устанавливающую для школы требование по контентной фильтрации. Все формулировки патетически обтекаемые. Потому что эта деятельность не попадает в зону ответственности школы, а сама претензия «притянута за уши» и незаконна.

Значит ли это, что школа не отвечает за доступ ребенка к «вредной» информации?

Конечно, отвечает, но в рамках своих компетенций и полномочий:

  • Если школа станет публиковать подобную информацию на своем сайте или в любых иных формах, включать ее в учебные программы или во внеурочную деятельность, она попадет в зону ответственности как распространитель.
  • Если сотрудники или ученики школы будут использовать в своих материалах информацию из сети Интернет с нарушением авторских и смежных прав, разглашать государственные или деловые тайны, они попадут в зону ответственности как распространители.
  • Если сотрудники школы не будут контролировать доступ учащихся в сеть Интернет, это позволит считать их необеспечивающими свои обязанности по безопасности учащихся на территории школы.

Можно воспользоваться методом аналогий: если в школе стоит телевизор, станет ли прокурор требовать от учителя фильтрации эфирного контента? А ведь там и «Дом-2» и рекламные ролики, от которых взрослому иной раз неловко становится. В отношении телевизора у учителя есть только 2 инструмента: выключатель и переключатель программ. И он ими вполне успешно пользуется не одно 10-летие. Ровно так же учитель работает и с Интернет. Почему в отношении Интернет прокуроры решили вести себя иначе, совершенно непонятно.

Анализ ситуации с внедрением в жизнь школы сети Интернет показывает, что, к сожалению, жизнь в нашей стране все еще плохо пересекается с законами, причем, это проявляется не только с СКФ. А те, кто должен был бы нас защищать, часто нас же и третирует. Поэтому известная фраза из советского прошлого «моя милиция меня бережет» часто кажется насмешкой.


Приложение 1. Предписание прокурора

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Об устранении нарушений федерального законодательства

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и в сфере профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в деятельности N-школы.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Федеральным законом от 24 .07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены положения о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статьей 14 закона установлено требование о принятии мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности определены Федеральным законом № 3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ).

Частью 2 статьей 4 Федерального закона № 3-ФЗ определена государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, которая строит на принципах, одним из которых является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенный к его компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, нарушение их прав и свобод.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что имеющееся в N-ском муниципальном образовательном учреждении система контентной фильтрации в полном объеме не исключает доступ несовершеннолетних, пользователей сети Интернет к ресурсам, несовместимым с задачами воспитания детей, оказывающим негативное влияние на подростков.

Так при проверки N-ского образовательного учреждения при введении в строку поиска, используя в качестве основной поисковой машины портал yandex.ru, слово «Наркотики» открылась страница «Наркотик.народ.ру» на портале которой, описаны способы приготовления наркотических веществ. Таким образом, N-ской школой не исполнены требования федерального законодательства, обязывающие осуществлять противодействие наркомании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», 

ТРЕБУЮ:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры по устранению выявленных нарушений закона и недопущению подобных нарушений впредь.

Привлечь лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности.

Уведомить прокурора района о месте и времени рассмотрения представления.

О принятых мерах необходимо сообщить прокурору N-ского района в письменной форме в установленный законом месячный срок.


Приложение 2. Федеральный закон от 24 .07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

(Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ в пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения)

2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет.

(Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 3 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.)

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

(Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 14.1)

Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

1. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

3. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи вправе:

определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.

8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.

(выделение mk)


PS.

  • 28 июля 2012 г. Приняты поправки в закон N 463-ФЗ, существенно ухудшающие условия работы в сети Интернет. Кроме общих недостатков, разрушены изначально оптимистичные ожидания о решении проблемы школ по освобождению от задач фильтрации:

    Статья 14. Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей

    1. Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

  • 31 декабря 2010 г. опубликован Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон вступает в силу 1 сентября 2012 г., но подход к проблеме по нему уже можно сверять.

    Глава 3. Требования к обороту информационной продукции

    Статья 11. Общие требования к обороту информационной продукции

    2. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей ... не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

    3. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Статья 14. Дополнительные требования к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей

    Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа, при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

  • 11 мая 2011 г. введены в действие «Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки РФ» (далее - Правила), утвержденные Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко. (АФ-12/07 вн. – см. в приложении ниже SID.pdf). Разосланы письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №АП-1057/07 от 28.09.2011 года

  • Февраль 2012 г. Среди оснований для предписаний появились случаи ссылки на Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Стоит обратить внимание на статью 4. Субъекты противодействия экстремистской деятельности:

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции

    Школа ни к одному субъекту противодействия отношения не имеет.

    Единственное абсурдное обвинение, которое может быть предъявлено школе, что она распространяет информацию, т.к. предоставляет доступ к ней. Но это не так!

    Школа является потребителем услуги доступа к сети Интернет для реализации своей основной уставной деятельности — обучения.

  • 3.7.2012: Статистика проверок прокуратуры
  • Консультации юриста

21 авг. 2010 г.

Когнитивная гипотеза «чайника»

С интересом прочитал 2-томник Бориса Величковского «Когнитивная наука: Основы психологии познания». Он содержит богатый и всесторонний обзор различных подходов, моделей, экспериментов и анализа проблем по трактовке экспериментов, частой нестыковке их результатов. В эпилоге автор констатирует наступление очередного кризиса в объяснительной базе когнитивной науки.

При чтении не мог отделаться от гипотезы, которая, как мне кажется, могла бы примирить разные изложенные в книге модели и объяснить ряд обсуждавшихся проблем. Больше всего нестыковок происходит при попытке объяснить модели памяти и восприятия информации. Поскольку не могу считаться спецом, решил, что оптимальной «норкой» для такой дилетантской гипотезы может быть собственный сайт.

Как человек, работающий с информацией, я понимаю, что «помнить» можно только коды. Восприятие должно каким-то образом оцифровать поступающую аналоговую информацию. Опыты доказали, что воспринимается та информация, которая попадает в поле деятельности. Кое что может оказаться в памяти и вне основной деятельности, но доля этой информации заметно меньше.

Суть гипотезы: для восприятия генерируются нервные возбуждения в мозгу, имитируя возбуждения, возникающие от рецепторов при «наблюдении» реальных событий («наблюдение» в общем смысле — не только визуально).

При этом имитация может ограничиваться не полным совпадением, а только той его частью, которая актуальна для осуществляемой деятельности. Если при этом в поле возбуждения попадает больше совпадающих элементов, то и запомнится может больше информации. В результате нужно запомнить не широкий спектр «увиденного», а только последовательность «кнопочек», на которые нужно «нажать», чтобы повторить важную часть «увиденного». Восприятие состоит в сопоставлении имитированного возбуждения с существующими в памяти, за которым может последовать запоминание новой «кнопочки» или корректировки старой.

Этот простой подход позволяет дать объяснение многим нестыковкам в разных моделях и наблюдаемым эффектам. Становится понятно, почему работают голосовые связки при чтении. Думаю, они работают и при слушании. Особенно явно это должно бы наблюдаться в случае плохо разборчивой речи. А эффект забывания детских воспоминаний может быть связан с тем, что с возрастом изменяется физиология генерации возбуждений. Попытка вызвать их из памяти приводит к эффекту типа «искомая страница не найдена». Возможно, восстановление ряда функций при электрической стимуляции мозга, проводимых Н.П.Бехтеревой, связаны с тем, что при этом формировались новые образы возбуждений на функционирующей части мозга с новыми «кнопочками».

Сочетание такого подхода с гипотезой Бехтеревой, что мозг — антенна, позволяет предположить модель «чтения мыслей».

Продумывая что-то, мы «давим на кнопочки», стимулируя возбуждения. Другой мозг принимает их и пытается подобрать к принятому сигналу свои «кнопочки». Учитывая высокую индивидуальность возбуждений, трудно ожидать хорошего «чтения мыслей». Чем ближе окажутся формы возбуждения, тем точнее будет «принятая» мысль. Этим может объясняться более высокая восприимчивость близких родственников. При плохом согласовании возбуждений можно распознать только сильные и относительно инвариантные образцы возбуждения. Например, сильные эмоции. В частности, эта модель может объяснить случаи из моей жизни, когда знакомая собака, мимо которой я проходил много раз, пару раз весьма агрессивно облаяла меня именно тогда, когда я мысленно репетировал жесткую полемику по работе.

Меня давно занимает мысль, что удовольствие «узнавания» носит гораздо более глубинный смысл, чем просто некий социально-психологический акт взаимодействия. Этот механизм может являться парным для индикации правильного подбора сохраненного в памяти возбуждения. Возможно, бесконечные повторения, требуемые детьми, преследуют задачу наработки образов и получения удовольствия от их узнавания.

Критериями достижения наиболее вероятного ответа или ненахождения его являются чувства удовлетворения от узнавания, огорчения от неузнавания, удовлетворения от удивления при несовпадении поиска и достоверного решения (новые коэффициенты нейронной сети). Предпосылкой для такого обобщения являются результаты О.К.Тихомирова («Психология мышления»).

Если моя гипотеза верна, многие эксперименты по изучению памяти и восприятия измеряли побочные эффекты личностного свойства, т.к. подопытных не слишком волновала информация, которую им предлагали для восприятия и запоминания.


Мысли на ту же тему

Язык — это дополнительное средство каталогизации, инструмент индексации огромного потока информации. Он позволяет быстрее вычленять необходимые блоки «кнопочек» из памяти. Видимо, они тоже имеют некий обобщенный образ, исключительно индивидуальный для каждого. Информация о том, что аудиоинформация воспринимается человеком быстрее визуальной — дополнительное подтверждение этой мысли (для ускорения узнавания стоит использовать самый быстрый канал).

Язык — это моделирование «базы данных» на уровне мозга: вместо образцов восприятия ссылка на группу однотипных образцов. Без развитого языка, видимо, трудно ожидать умения моделировать искусственными средствами (карты, схемы, чертежи).

Специфичность левого и правого полушария определяется, видимо, делением задач на процедурные и нечеткие. Отсутствие у человека инстинктов (по П.Я.Гальперину «Лекции по психологии») навело на очевидную аналогию с компьютерами.

Описание инстинктивного поведения земляной осы у Гальперина откровенно напоминает на «зашитые» в память подпрограммы (компьютерное ПЗУ). Из описания следует, что, если «подпрограммы» уже отработали, возвращения к ним не происходит. Даже если результат их действия в результате вмешательства внешних сил оказался испорчен.

Отсутствие «ПЗУ» должно компенсироваться у человека «ОЗУ», т.е. он должен необходимые для деятельности подпрограммы «загружать» в память. По мере развития уровень сложности и вложенности этих подпрограмм растет (научение по Гальперину), а обратная расшифровка этих подпрограмм вызывает затруднение.

Собственно, видимо, левое полушарие постепенно заполняется подпрограммами. Часть подпрограмм — описанные ранее «кнопочки».

Правое полушарие занимается вероятностными оценками нечетких задач на основании процессов типа нейросети: распознаванием образов, обнаружением подходящих образцов в памяти.

21.08.2010

7 июн. 2010 г.

Правка 273-ФЗ

 (добавления показаны курсивом)

  1. Правка тезауруса (глава 1)

    Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия и термины:

    • автономия образовательной организации - самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном порядке уставом;
    • академические свободы - свободы возможности выбора, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении научно-педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

    • аттестация обучающихся (выпускников) - процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), образовательной программы;

    • воспитание - систематический процесс формирования и развития личности, подготовки обучающегося к участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами система мер, стимулирующих формирование и укрепление одних норм поведения и подавление других;

    • дистанционное образование - образовательный процесс, осуществляемый при размещении субъекта образования и педагога в разных помещениях, удаленных друг от друга;

    • документ об образовании и (или) квалификации - документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации;

    • домашнее образование - образование несовершеннолетних, в котором инициатива в выборе образовательной траектории принадлежит родителям или законным представителям субъекта образования;

    • зачетная единица (кредит) - унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по основным профессиональным программам;

    • качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) заявленным потребностям заказчика образовательных услуг;

    • квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

    • компетенция - согласованная совокупность полномочий и требований, необходимых для квалифицированного и ответственного выполнения необходимых обязанностей;

    • компетентность - оценка соответствия личных качеств субъекта заявленной компетенции;

    • направленность (профиль) образования - целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося;

    • образование - общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и

      • как процесс - целенаправленная деятельность по освоению компетенций определенных объема и сложности;
      • как статус (ценз) - подтвержденный документом образовательной организации уровень компетенций;
      • как оценка (образованность) - интегральная оценка компетентности лица в отношении обсуждаемого круга компетенций;
      • как сфера деятельности - оказание образовательных услуг, направленных на создание условий для эффективного и качественного образования граждан в важных для общества направлениях, полноценного и своевременного обеспечения кадрами рынка труда, динамичного развития промышленности, науки, культуры, формирования у населения активной гражданской позиции на основе гуманистических ценностей, навыков здорового образа жизни;
    • образование в домашних условиях - образовательный процесс, который проводится в домашних условиях субъекта образования;

    • образовательная деятельность - профессиональная деятельность в сфере образования целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг;

    • образовательная единица - логически завершенный объем знаний, умений, навыков;

    • образовательная программа - локальный нормативный акт, детализирующий содержание, условия и ожидаемые результаты образовательного процесса;

    • образовательный модуль - тематический блок в рамках образовательной программы, обеспечивающий приобретение определенных компетенций, которые могут быть достоверно проверены;

    • образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами - образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными нормативный акт, содержащий необходимый минимум требований к условиям организации и результатам образовательной деятельности; принимается федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, организациями, ведущими образовательную деятельность;

    • образовательные услуги - услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением;

    • образовательный процесс - целенаправленный педагогически обоснованный процесс оказания помощи субъекту образования обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности посредством реализации образовательных программ , реализующим образовательную программу;

    • образовательная траектория - последовательность изучения образовательных единиц;

    • образовательный ценз - уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня или ведения профессиональной деятельности;

    • обучающийся - лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу;

    • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее особенности физического и (или) психического развития, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий;

    • обучение - целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей форма ведения образовательного процесса, в котором инициатива в выборе образовательной траектории принадлежит субъекту образовательной деятельности;

    • общедоступность образования - ключевой принцип закона о равенстве прав на возможность полученияе образования без каких-либо юридических ограничений (за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом);

    • общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

    • общероссийский классификатор специальностей по образованию - технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы;

    • организации, осуществляющие образовательную деятельность - юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации, организации, осуществляющие обучение);

    • педагогическая деятельность - ведение образовательного процесса, разработка образовательных программ, координация работ по ведению образовательного процесса и разработке образовательных программ;

    • персональные данные - хранимая в образовательной организации информация о физическом лице, в отношении которой должны быть обеспечены меры по защите, предусмотренные федеральным законом №152-ФЗ "О персональных данных";

    • платные образовательные услуги - образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц;

    • практика - вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

    • примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая содержание образования, структурированное по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

    • профессиональная ориентация - деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

    • профессиональная подготовка (обучение) - целенаправленный процесс обучения, направленный на освоение лицами умений и навыков, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций в сфере технического и обслуживающего труда;

    • профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;

    • профильное обучение - форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся;

    • самообразование - образование, в котором инициатива в выборе образовательной траектории принадлежит субъекту образования;

    • субъект образования - физическое лицо, заинтересованное в образовании;

    • субъект образовательной деятельности - физическое или юридическое лицо, оказывающее образовательные услуги;

    • средства обучения - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;

    • трудоёмкость - количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;

    • уровень образования - формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом;

    • учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся определенного возраста и образовательную программу соответствующего уровня и (или) направленности;

    • учебный план - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

    • учебный процесс - процесс обучения;

    • федеральный государственный образовательный стандарт - технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня. Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона;

    • электронное обучение (e-Learning) - процесс обучения с использованием электронных средств, компьютерных сетей, информационных технологий, позволяющих интенсифицировать и индивидуализировать образовательный процесс за счет интерактивных (диалоговых) возможностей .

  2. Комментарии к тексту (гл. 5 ст.50,53 // гл. 8 ст. 76 // гл. 10 ст. 96)

    Время жизни закона с таким качеством невелико, а сформулировать пути решения стратегических задач образования общество пока не готово. 

    С другой стороны, за почти 20 лет в образовании возникли новые реалии, в частности, дистанционное образование, электронное обучение, обработка персональных данных. Их неурегулированность очень мешает. В связи с этим, было бы логично сейчас сконцентрироваться на быстром и аккуратном решении заявленных объединительных задач и внесения назревших проблем просто и технологически:

    • собрать воедино существующие нормы
    • учесть в нем новые реалии

    Такой подход позволит не затягивать сроки введения в действие назревших изменений в законодательстве и приступить к созданию стратегического нового варианта закона. Таким образом, все мои предложения по внесению изменений в данный проект вторичны по отношению к вышесказанному. Самым важным моим предложением по изменениям в проект закона являются тезисы об учете проблем с обработкой персональных данных.

    Главное замечание - данный проект демонстрирует неготовность к стратегическому изменению системы образования, несмотря на значительные нововведения. И нововведения, и проект нового закона носят процедурный, а не стратегический характер. Проект не создает новых осознанных целей и перспектив, задела для стратегического развития системы в целом. Это означает, что корни проблем еще не осознаны и анализ их решения с формулированием целей впереди. К сожалению, хотя проект пытается конституировать некоторые произошедшие изменения, собирать воедино разрозненные нормы, но делает это неаккуратно: учтены не все изменения и не очень удачно, неаккуратно собраны уже имеющиеся в законодательстве нормы. Таким образом, продекларированная цель объединения всех образовательных норм в один закон не решена.

    Самые ценные нововведения - заметное повышение самостоятельности и независимости образовательных учреждений (в новой терминологии -"организаций, ведущих образовательную деятельность"). Для логического закрепления этой тенденции считаю важным явно защитить их от вала требуемых отчетов (см. предложение к ст.76).

    Самое важное упущение - недоработка проблемы соблюдения закона 152-ФЗ "О персональных данных". Крайне важно явно отразить в новом федеральном законе специфику работы с персональными данными в образовательных организациях, что позволит в логике 152-ФЗ руководствоваться ими, а не сложными и непрофильными для образования инструкциями ФСТЭК. Свои предложения я разместил здесь же в смежном документе. Попутно, в развитие той же проблемы, необходимо оказать влияние на налоговые и другие органы, получающие отчеты от бухгалтерий и необоснованно требующие указывать в них персональные данные - это напрямую не связано с образованием, но приводить бухгалтерские системы к требованиям 152-ФЗ образовательным организациям тоже нужно.

    Самая грустная недоработка - остается неурегулированной проблема отношений с несовершеннолетними, у которых отсутствует мотивация к обучению и которые препятствуют нормальному ходу образовательного процесса. Декларация обязанности соблюдать права окружающих не предусматривает реальных инструментов ответственности за ее несоблюдение. Явно присутствует запрет на серьезные меры воздействия для злостных нарушителей до 14-15 лет (ст. 45 я бы переименовал в "Защита обучающихся от ответственности"). Точно так же, остается голой декларацией ответственность родителей за получение ребенком образования - реальной ответственности, кроме лишения прав, не предусмотренно. Непонятно, почему право на образование оборачивается обязанностью терпеть тех, кто совсем не рвется этим правом адекватно воспользоваться. 

    Самое непонятное - почему декларируется ответственность образовательной организации за результаты образовательного процесса безотносительно оценки соблюдения требований этого процесса обучающимся? Как известно, "можно притащить верблюда к реке, но нельзя заставить его пить" (см. предложение к ст.96).

    • Гл. 5, 

      • Статья 49 (летом 50). Права и свободы педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки

        11 (летом 4). Педагогические работники имеют следующие трудовые и социальные права и гарантии в пределах, установленных настоящим Федеральным законом:

        • право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
        • повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном нормативными правовыми актами;

          Анализ:

          Компенсация на литературу фактически не осуществляется, т.к. по налоговым правилам "компенсация" предполагает предоставление доказательств приобретения в виде чеков, которые обременительно собирать и которые никогда не могут точно сойтись с нормативно разрешенной суммой компенсации. С другой стороны, затраты на литературу - это тоже повышение квалификации, но в форме самообразования. Повышение квалификации часто проводится формально, образовательное учреждение для повышения квалификации и/или курсы навязываются.

          Предлагаю

          удалить п.12 ниже по тексту и заменить 2 указанных пункта про "литературу" и "повышение квалификации" одним:

          повышение квалификации за счет средств, перечисляемых работодателем на специальный счет педагогического работника на основании действующих нормативов, которые могут быть потрачены только на цели самообразования (приобретения литературы и иных профессиональных материалов) и/или обучения в любой организации профессионального образования на выбор работника;

        • длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;

          Анализ

          Эта норма не работает: условия, гарантии (прежде всего, финансирование) для годичного отпуска нигде не определены, поэтому данный унаследованный тезис остается декларацией. Уточнение в п.10 ничего реально не дает.

          Предлагаю

          нужно законодательно предусмотреть дополнительные 10% фонда оплаты труда на финансирование этих отпусков и обязать работодателя соблюдать данные государственные гарантии, предусмотреть процедуру заблаговременного формирования списка таких отпускников без ущерба для образовательного процесса.

      • Статья 52 (летом 53). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников

        2. Педагогические работники могут проходить обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам. Работодатель обязан предоставить возможность для прохождения обучения в объеме не менее 72 учебных часов не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации может осуществляться ими в течение пяти лет,как единовременно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством самообразования, освоения отдельных учебных курсов, дисциплин, модулей, прохождения практик, стажировок.

    • Гл. 3 (летом 8), 
      • Статья 31 (летом 76. Учет и отчетность в системе образования)

        к 6 (летом отдельный п.5). Текущий учет и сдача отчетов на его основе ведутся по утвержденным формам и в соответствии с графиком на основании нормативных актов, принятых до начала учебного года или аналогичного образовательного цикла для организаций с другой цикличностью образовательного процесса (например, до начала сезона для сезонного лагеря). В исключительных ситуациях, касающихся вопросов здоровья и безопасности людей, могут быть востребованы иные формы отчетности в течение образовательного цикла. Изменение внутренних процедур учета в течение образовательного цикла без существенного изменения трудозатрат может производиться по согласованию с ответственными за ведение учета сотрудниками на основании локальных актов.

    • Гл. 9 (летом 10), 
      • Статья 88 (летом 96). Особенности возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

        1. Образовательная организация обязана возместить ущерб, причиненный обучающемуся некачественным образованием.

        Под ущербом, причиненным некачественным образованием, в настоящей статье понимается ущерб, причиненный вследствие невыполнение в существенном объеме по вине образовательной организации предусмотренного образовательными отношениями учебного плана в рамках реализуемой образовательной программы, несоблюдение предусмотренных в ней методических условий, санитарно-гигиенических норм, техники безопасности, непредоставление рабочего места на практических занятиях. В случае претензий в отношении основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы критерием является исполнение требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательной программой, учебным планом, договором на образовательные услуги (при его наличии) в части структуры основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом.

        Требование об ущербе, причиненном образовательной организацией, может быть заявленно в том случае, если обучающийся прилежно и в срок исполнял требования образовательной программы, а выход из графика, предусмотренного учебным планом, происходил не по его вине.

    • Гл. 1,  (стилистические правки)

      • Порядок статей не очень удобен для понимания. Статьи 5, 7, 8 могли бы идти после общей системы законодательства (ст. 6, 12-16). Последними я бы сделал ст. 10-11.

      • Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования

        2. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:

        • 2) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия; уважения к правам и свободам человека, к закону; любви к окружающей природе, Родине, семье внимательного отношения и готовности помочь семье, чужим людям, окружающей природе; уважения прав и свобод своих и чужих, готовности отстаивать их на основе закона;

          Обоснование: "воспитание любви" - сомнительный штамп советского периода. "Гражданственность" - красивый тезис. "Патриотизм" - естественное отношение любого психически здорового человека к месту, где он вырос, живет. Его отсутствие - либо комплекс неполноценности (тогда это болезнь), либо унизительно бездарное руководство, на которое невозможно повлиять (тогда воспитание не поможет).

        • 5) запрещение дискриминациив сфере образования;

          Открытость и равный доступ к образованию

          Обоснование исправления: негативное утверждение выглядит неудачно. Нужен вариант позитива, активной формулировки.

        4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.

        ... Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать обязан соблюдать права, свободы и законные интересы других лиц.

      • Статья 8 (летом12. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации)

        12 (летом 11). Качество образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления контролируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, государственных требований к ведению образовательной деятельности , а также осуществления службами государственного контроля и надзора в сфере образования , формирования в рамках общероссийской системы оценки качества образования.

  3. Поправки по системе оценивания (Глава 7. Статья 63)

    Глава 7. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ

    Статья 63. Общие требования к организации образовательного процесса

    ...

    9. Системы оценивания, форма и порядок текущего контроля успеваемости, периодичность и правила проведения промежуточной аттестации обучающихся в образовательном процессе определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и закрепляются локальными актами, принятыми в соответствии с уставом организации и закрепляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Форма и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическими работниками самостоятельно.

    10.Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеющая государственную аккредитацию, ведет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в соответствии с законодательством и принятыми локальными актами. Минимальный состав данных для ведения учета учебной деятельности, а также порядок, форма и сроки передачи их в другие организации, в том числе для архивного хранения, утверждаются в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

  4. По персональным данным

    Предложения для учета специфики образовательной деятельности в отношении законодательства о персональных данных. 

    Текст дополнений обозначен курсивом. Поскольку версии текста, обсуждавшегося летом и вынесенного на обсуждение зимой несколько отличаются, в тексте ниже сначала указаны ссылки на зимний вариант нумерации, а в скобках сохранена летняя нумерация. Там, где логика текста проекта заметно поменялась (2 статьи внизу моего предложения), часть текста для зимнего варианта предложено объединить в качестве дополнения к ч.1 ст.30 гл.3. 

    ===

    Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, связанных с получением образования

    Статья 57 (летом 58). Порядок и условия возникновения прав и обязанностей лиц, поступающих на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность

    2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана:

    ознакомить лицо, подавшее заявление о приеме на обучение (далее - поступающий, абитуриент) и (или) его родителей, иных законных представителей со своим уставом, лицензией на право осуществления образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами, правилами обработки персональных данных и другими документами, регламентирующими в ней организацию образовательного процесса, права и обязанности обучающихся по соответствующей образовательной программе.

    Статья 59 (летом 60). Возникновение образовательных отношений.

    1 (летом 2). Образовательные отношения возникают при наличии договора об образовании (обучении), заключенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом положений настоящего Федерального закона, и при условии передачи документов, предусмотренных правилами приема.

    Статья 61 (летом 62). Прекращение образовательных отношений

    1. Образовательные отношения прекращаются:

    в связи с отзывом согласия на обработку персональных данных, предусмотренных правилами приема;

    Статья дополнительная. Порядок обработки персональных данных в организации, осуществляющей образовательную деятельность

    1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту персональных данных обучающихся и их родителей (законных представителей), переданных ей для ведения учета учебной деятельности обучающихся, организации эффективного информационного обмена с ними о ходе и обеспечении учебного процесса. Персональные данные передаются на весь период обучения и хранения архивов, предусмотренных отраслевыми нормативами.

    2. Правила обработки персональных данных, включая состав требуемых данных и условия доступа к ним, определяются исключительно в рамках уставной деятельности и оформляются локальными актами организации. Правила должны быть опубликованы на сайте организации и общедоступны в месте сбора заявлений на прием. Ответственность за соблюдение правил несет руководитель организации, если нарушение прав субъекта персональных данных не связано со злоупотреблением уполномоченного на обработку данных сотрудника.

    3. Факт передачи документов, содержащих персональные данные, подразумевает согласие на их обработку в соответствии с опубликованными правилами. Если знание этих правил и согласие с ними отражены письменно в тексте договора или заявления о приеме, оформление отдельного письменного согласия на обработку персональных данных не требуется.

    4. Регистрация организации как оператора персональных данных для ведения образовательной деятельности не требуется.

    5. Принятие решений, затрагивающих интересы обучающихся на основании исключительно автоматизированной обработки результатов обучения, возможно без получения согласия при наличии открыто опубликованных правил подведения итогов, позволяющих производить их независимую проверку другими средствами.

    6. При размещении персональных данных обучающихся, их родителей (законных представителей) и сотрудников в информационных системах (ИСПДн) организации должны использоваться средства разграничения доступа к ним. Нормативная документация о ее структуре, защищенности данных и распределении доступа должна быть оформлена локальным актом организации и утверждена ее руководителем. Для ИСПДн, которая не имеет подключения к общедоступным компьютерным сетям, дополнительных согласований не требуется.

    7. При ведении образовательной деятельности, кроме случаев, специально ограниченных в Уставе организации или в договоре на образовательные услуги, допустимо использовать в общедоступных источниках информации, в том числе в информационных системах, ограниченное сочетание персональных данных обучающегося: ФИО, пол, возраст (дата рождения).

    Глава 7. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ

    Статья 63 (летом 64). Общие требования к организации образовательного процесса

    10 (летом11). Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеющая государственную аккредитацию, ведет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    <---- для зимней версии выделенные ниже фрагменты предложено перенести в ч.1 ст.30 гл.3

    Оценка учебной деятельности обучающегося не является конфиденциальной информацией, кроме случаев, специально предусмотренных в Уставе организации или в договоре на образовательные услуги. Тем не менее, из соображений педагогической этики необходимо избегать необоснованных случаев открытой публикации результатов обучения с указанием ФИО обучающихся. Обоснованность таких публикаций контролируется органами самоуправления организации.

    При хранении архивных данных на электронных носителях сдача необходимой части этих данных в архив на бумажных носителях может производиться сразу по завершении их обработки в рамках учебного цикла. Для этого они должны быть выведены в требуемой форме, заверены подписью ответственного лица и печатью организации.

    ---->

    11 (летом 12). Обучающимся и родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, со сведениями об успеваемости обучающихся и результатами их промежуточной аттестации.

    По письменному заявлению данная информация может направляться по общедоступным каналам связи на указанные в заявлении адреса, в том числе, электронные. Ответственность за качество передачи информации по общедоступным каналам связи организация не несет.

    <---- в ч.1 ст.30 гл.3

    Информация об организации и реализации учебного процесса должна быть общедоступной при соблюдении Устава организации и требований, установленных федеральными законами к охране объектов интеллектуальной собственности, в том числе:

    • графики, тематика, содержание занятий,
    • требования к заданиям,
    • состав учебных групп организации и ее структурных подразделений,
    • причастность обучающихся и других физических лиц к открытым мероприятиям, проводимым в рамках уставной деятельности.

    (Летом была логичная статья 76 в главе 8, но в зимнем варианте ее не стало, поэтому текст ниже курсивом тоже предложено внести в ч.1 ст.30 гл.3)

    Глава 8. Государственное регулирование и управление в сфере образования

    Статья 76. Учет и отчетность в системе образования

    2. Учету в системе образования подлежат: контингенты обучающихся ... а также результаты образования (обучения).

    <- в ч.1 ст.30 гл.3

    Персональный учет субъектов персональных данных ведется только при наличии непосредственных образовательных или иных договорных отношений. Во внешние структуры передаются требуемые статистические данные, получаемые на основе персонального учета.

    6.6.2010