Просматривая тексты и ролики, опубликованные "болотными" и "поклонными", я почувствовал что-то знакомое с другими дискуссиями, которые приходилось вести на национальные и религиозные темы. При полной искренности обеих сторон, никакого консенсуса не получалось. В лучшем случае, если собеседник был не примитивно упертым, удавалось пройти цикл озлобления и выйти на то, что оппонент вменяем, слышит, но смотрит на мир иначе. Этого было достаточно для восстановления взаимной приязни и уважения чужого мнения. Но удовлетворения не было, т.к. после значительных умственных и духовных усилий мы не стали "мы". Обычно такие усилия хочется конвертировать в эмоциональное удовлетворение.
Тогда начал искать психологическую баррикаду в наших предвыборных баталиях. Ведь, даже "поклонные" не безусловно поддерживают Путина – неспроста основной акцент не на него, а на противопоставление "болотным". Сначала пришел в голову образ группы слепых, которые ощупывают слона и воспринимают его в зависимости от ощупываемого места. Но понял, что это неправильный образ: обе стороны знают все стороны "слона", но оценивают все по разному.
Что же нас разделяет? Думаю, то же, что и объединяет – недоверие.
Недоверие ко всему. У власти к народу, у народа – к власти, у всех представителей – друг к другу.
Но человек – существо социальное. Без чувства "мы" он чувствует себя дискомфортно. Объединять может общая цель и общий страх. Когда условия жизни вызывают неудовлетворение, люди делятся на 2 категории:
- стремящиеся к активным действиям по исправлению ситуации
- опасающиеся испортить существующую ситуацию.
Одни смотрят на динамику прошлого, другие – на прогноз развития тенденций в будущем.
При этом, каждая сторона не уверена в своем выборе и ищет изъяны в логике и действиях другой стороны. Чем менее конфликтно обсуждение разных взглядов, тем толще прослойка колеблющихся и переходы из одной стороны в другую. Чем устойчивее и увереннее позиция стороны, тем больше ее сторонников.
Чтобы сломать такую идиллическую картину, нужно добавить экзальтированных представителей на любой стороне, которые своим эмоциональным фоном начнут стронников иных взглядов превращать в противников и даже врагов. Как правило, в стане сторонников иного подхода обязательно найдутся аналогичные представители, которые начнут резонировать и представлять врагами другую сторону.
Как только возникает противоставление "мы-они", эластичная прослойка колеблющихся начинает быстро размываться, т.к. жесткие эмоциональные схватки заставляют принять ту или иную сторону.
Если схваток нет, их нужно спровоцировать. Именно это делает ряд лиц с обеих сторон. Чем неувереннее преимущества стороны, тем с большей вероятностью она будет проводить провокации.
Всем тем, кто искренне отстаивает свою гражданскую позицию и не считает своих сограждан врагами только потому, что у него иной взгляд на пути развития общей для всех страны, должен самым активным образом бороться, прежде всего, с провокаторами и экзальтированными сторонниками. И не давать втягивать всех участников в агрессивные дискуссии. Каждый агрессивно выступающий – враг страны: будь то чиновник любого уровня, известный журналист или бомж, будь он "болотный" или "поклонный". Для выбора политической перспективы у нас есть сейчас единственный путь – обеспечить честные выборы. Митинг, массовые акции – отлично, если без оскорбления политических взглядов оппонентов. Это не значит, что нельзя выдвигать неприятные тезисы, но они должны быть максимально уважительными к другой стороне и аргументированными. Тогда вся фальш, все вранье обязательно смоются.
В чем я вижу противопоставление сейчас?
«Болотные» видят главную проблему в сложившейся системе власти, в которой жить стало легче, но отдельно взятый человек, попавший в беду, не может быть уверен в защите и уважении. Они считают, что коррупция и жизнь "по понятиям" – не национальный российский крест, а следствие деятельности Путина. Наконец, "болотные" считают личным оскорблением "рокировки" Президентов вопреки духу Конституции, массовые подтасовки на выборах, административные ресурсы, применяемые в предвыборных целях. Без поддержки власти такие проявления невозможны
«Поклонные» не в восторге от возмущающих "болотных" проявлений, но "от добра добра не ищут". Да, и ораторы на Болотной не вызывают у них вострога. Кроме того, они реально опасаются, что "болотные" не просто недовольные, а наивные жертвы происков недоброжелательных западных политтехнологий. Доблестные американцы своими действиями в Югославии, Ираке, Афганистане и других точках мира совсем не располагают к красивым историям об их лучшей в природе демократии. И чем больше агрессии в свой адрес со стороны "болотных" они видят, тем с большим недоверием к ним относятся.
Надо четко и вслух сказать, что не все "поклонные" поддерживают именно Путина, а большинство "болотных" воспринимают "своих" ораторов примерно так же, как и "поклонные": они приходили ради друг друга – показать, что таких много,– а не ради ораторов.
Надо так же четко понять, что действия провокаторов и их особо эмоциональных последователей нужно фильтровать, отклоняя любые экстремистские по отношению любой стороны проявления. Только спокойная и уважительная дискуссия поможет нам избежать "оранжевых" и "тоталитарных" сценариев. Кто больше шельмует, тот и неправ. А выбор делать не во взаимных упреках, а на честном голосовании, с уважением относясь к победившей стороне.