Комиссия Общественной Палаты РФ по развитию образования провела 27 июня 2013 года в ВШЭ общественные слушания «Открытость реальная / открытость формальная: актуальные проблемы информационной открытости образовательных организаций, органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования».
Процедура слушаний строго соответствовала классике: заранее предупрежденные докладчики, потом избыточно инициативные слушатели, не попавшие в список выступающих, но успевшие за время последнего выступления подать записку,– этим по 2 минуты. Все, правда, говорили дольше, но регламент обязывал и не давал шансов на серьезный анализ. Поскольку то, что я услышал, меня огорчило, я честно написал, что хочу выступить с позиции Бабы Яги.
Что меня огорчило?
Настойчивое желание доить данные в презумпции долженствования, несмотря на отсутствие внятных и оправданных запросов, опираясь на личностные и не всегда понятные требования исследователей. Опять в числе оснований фигурировало исследование, которое я негативно оценил несколько раньше как не учитывающее целый ряд важных аспектов.
Итоговый документ, предлагаемый к передаче в качестве рекомендаций, представляет длинный перечень слов, обращенных к разным инстанциям в духе «даешь данные». Робко произнесенные разными выступающими слова об осмысленности, мотивации, машинно-читаемых форматах утонули без отражения. Позволю себе оценить данный текст как жутко непрофессиональный, имитирующий заботу об открытости данных, но ничего реально способствующего их открытию не предлагающий.
Мое представление о мерах по развитию реальной открытости требует гораздо меньше слов и влечет скучную кропотливую работу по обеспечению условий для открытости:
- Категоризировать данные, которые должны и/или могут быть открытыми по различным признакам:
- по целевой группе, заинтересованной в их открытости
- по адресной группе, способной их предоставить
- по влиянию на злоупотребления в случае сокрытия
- по способу предоставления данных: для визуального ознакомления или для машинной обработки
- по месту предоставления: на своем хранилище (в том числе, сайте) или на внешнем
- по целевой группе, заинтересованной в их открытости
- Внести в законодательные акты перечни тех данных, сокрытие которых облегчает злоупотребления с указанием всех особенностей их предоставления и ответственности за непредоставление в предусмотренные сроки.
- Организовать структуры по разработке и утверждению открытых протоколов и процедур обмена машинно-читаемыми данными.
- Разработать инфраструктуру сбора и хранения машинно-читаемых данных.
- Разработать нормативную базу для сбора данных и обеспечения доступа к ним, в том числе, с учетом требований законодательства о персональных данных и проводимых работ в рамках перевода госуслуг в электронный вид. В том числе, доработать нормативную базу для обеспечения возможности полного перевода документооборота в электронный вид.
- Внести в законодательство нормы, запрещающие требовать данные, которые доступны в машинно-читаемом виде, а также предписывающие органам управления передавать соответствующие данные в хранилища открытых данных либо обеспечивать открытый доступ к своим хранилищам.
- Разработать механизмы, стимулирующие образовательные организации публиковать и открывать данные, не предусмотренные законодательством как обязательные. В том числе, проводить исследования спроса различных социальных групп на данные.