(по мотивам «Хартии цифрового пути школы»)
Образование и мир
Образование многими рассматривается как интеллектуальный инструмент для конкуренции на рынке труда. Однако рынок труда всегда гонится за изменяющимся миром. Чем быстрее меняется мир, тем сильнее система образования как инструмент соответствия рынку труда отстает от изменений мира. Образование как картина мира, на первый взгляд, не связано с рынком труда, занимается отстраненными от повседневных задач вопросами, но именно целостная картина мира облегчает гонку за изменениями. Полезный трудовой навык наработать легче, чем построить картину, образ мира. Картина мира– лучшая преадаптация к быстрым изменениям.
Школа и мир
Школа – это целостная среда мягкого освоения мира, зеркало его возможностей и процедуры их осознания. Что не освоено в школе в мягком режиме помощи и поддержки, потом приходится осваивать в жестком режиме самостоятельной жизни или оставлять неосвоенным. Школа раскрывает широкие возможности мира, предупреждает риски и предполагает перспективы.
Учитель и мир
Учитель– носитель принятой картины, образа мира в личной профессиональной интерпретации. Главное отличие учителя от других носителей картины мира– способность ею делиться, учитывая особенности восприятия ученика и помогая ему выстроить свою. Картина, образ мира– это известные модели и языки их описания, ролевые позиции и правила их взаимоотношений, ценностные ориентиры отношений и реакций на различные события, образцы проявления телесности, чувств и эмоций на примерах из жизни и культуры.
Содержание образования
Построение картины, образа мира происходит всю жизнь. Образование как построение картины мира происходит через освоение способов познания мира, навыков построения образа мира, нахождения или смены своего места в мире. В быстро меняющемся мире успешнее проявляется активная (субъектная) позиция, способная на основе своей картины мира лучше ориентироваться, быстрее достраивать свою картину мира вслед за изменениями. Кто сам не успевает за изменениями и знает свои способности, в активной позиции умеет встраиваться в команды с быстро реагирующими на изменения лидерами. Узнавание себя и овладение способами осваивать и достраивать свою картину мира и есть содержания образования.
Качество образования
С учетом развития личности и ее картины, образа мира на протяжении всей жизни во всех ее проявлениях, качество образования проявляется в эмоциональном соответствии занимаемым ролевым позициям: соответствии реального желаемому. Чем лучше человек знает себя и чем ближе условия его жизни к его прогнозам, тем выше качество его образования– построенной им картины, образа мира.
Результаты образования
В быстро меняющемся неоднозначном противоречивом конкурентном мире результат образования имеет такие же характеристики. Если рассматривать образование как построение картины мира, то результат образования может быть оценен только косвенно по внешним проявлениям.
Результаты обучения
Обучение отличается от образования конкретностью результатов. Для разных целей нужно разное обучение и оцениваются разные результаты, разной направленности. Для оценки знания моделей и языков их описания уместны тестовые задания с формальными критерями сопоставления разных решений. Для оценки навыков взаимодействия в коллективе уместны социометрические опросы или доказательные портфолио. Личностные характеристики могут считаться для внешней оценки некорректными или оцениваться субъективно, при необходимости. В условиях цифровой среды часть результатов обучения может формироваться по цифровому следу.
Родители и школа
В условиях быстрых изменений не остается шансов на длинные циклы обучения по долго разрабатываемым и долго утверждаемым программам. Необходимы динамичные индивидуально адаптируемые программы, ориентированные на активное образовательное поведение ученика и семьи. Надо помочь родителям осознать необходимость вовлеченности семьи в формирование образовательной траектории ученика, умение и готовность делать выбор, нести за него ответственность.
Цифра и мир
«Цифра»– это сокращение и обобщение понятия «цифровые технологии» во всевозможных проявлениях. Цифровые технологии радикально изменили мир, поскольку резко сократили циклы обновления огромного количества процессов, которые в эпоху бумаги и механики обновлялись годами и десятилетиями. Они внесли изменения в разных качествах на разных уровнях:
- и как инструмент,
- и как технология,
- и как сложная среда экосистемного типа, прежде всего коммуникационная,
- и как процесс мышления, опираясь на искусственный интеллект, робототехнику и множество других проявлений, влияющих на продуктивные способы мышления.
Именно «цифра» стала причиной ускорения изменений мира, поэтому существенно расширены пространства в картине мира с отражением цифровых проявлений. Без «цифры» современное образование невозможно, чтобы быть адекватным своим задачам.
Цифра и личность
Цифровые технологии радикально изменили делопроизводство. В доцифровую эпоху совместимость данных была крайне низка, поэтому задачи агрегации данных были крайне трудоемки. Для снижения трудоемкости документы строились с избыточностью. «Цифра» сняла проблему совместимости и тиражируемости данных, тем самым уничтожила трудоемкость традиционного документооборота. Это привело при сохранении старой логики делопроизводства к «цифровой прозрачности». Возросли риски приватности, информационного преследования. Взрослые не умеют жить в таком информационно прозрачном мире, не успевают к нему адаптироваться с цифровой скоростью изменений.
Цифра и школа
Цифровое расширение картины мира является новым полем работы школы. Этика и эстетика цифрового мира становятся важным содержанием обучения и образования в современной школе. «Цифра» должна быть широко представлена в школе вопреки страхам тех взрослых, которые сами не готовы к полнокровной жизни в цифровом мире. Только глубокое погружение в цифровой мир при поддержке грамотных учителей может обеспечить полноценное образование и обучение в школе.
Цифра и учитель
Учитывая стремительность изменения цифровых сред и способов взаимодействия, усилия должны направляться на постоянное и оперативное повышение квалификации учителей, вовлечение в цифровые форматы работы не только профильных учителей информатики, а по всем направлениям обучения. Цифровое расширение мира должно быть отражено во всех программах и направлениях обучения.
Цифра и родитель
Все, что мы не понимаем, чем не умеем пользоваться, что несет риски, вызывает страх. Взрослые, в профессиональном внимании которых не находится «цифра», не успевают угнаться за ее динамикой. Поэтому многие испытывают вполне обоснованный страх. Страх вызывает 3 наиболее частые реакции: спрятаться, убежать или напасть. В отношении «цифры» ярко представлены все эти формы. Если исключить инфантильные реакции, взрослый в состоянии понять, что «цифра» с нами навсегда, все закономерности, включая быстрые изменения, неизбежны. Самая продуктивная реакция– использовать возможности удерживать изменения под контролем. Ограждение ребенка от рисков поставит его в ущербное положение в ближайшем будущем. Школа– шанс помочь ученику быть в потоке изменений и быть готовым к его поворотам. Чтобы лучше оценивать риски и адекватно помочь, если неприятность все же случится с ребенком, надо самим взрослым стараться не отставать от изменений. В идеале, школа может держать в цифровом тонусе не только учеников, но и их родителей.
Цифровая образовательная среда (ЦОС)
Мы живем в цифровой среде. Она решает не только образовательные задачи. Цифровая образовательная среда ориентирована на решение образовательных задач. Она складывается из самых разных элементов, в том числе образовательных платформ– как общедоступных, внешних (государственных и коммерческих), так и локальных (изолированных в локальной сети организации и корпоративных с ограниченным доступом). Личная ЦОС складывается из тех цифровых систем, с которыми лично взаимодействует ученик в целях образования.
Государственная ЦОС
В условиях цифровой среды и постановки задач образования в течение всей жизни прежняя структура системы образования в виде жестких уровней и этапов растворяется. Циклы обновления диктуют необходимость более коротких фрагментов обучения, которые в совокупности формируют индивидуальную компетентность. В этих условиях нужны новые условия персональной образовательной логистики, превращения всей инфраструктуры образования в единый распределенный по всей стране образовательный институт с гибкими правилами и процедурами набора индивидуальной компетентности с возможностью удобной и оперативной адаптации на рынке труда.
Базовый пост «Сборка по ЦОС» от 13.5.2017, где подборка ссылок по этой теме