Сын на побывке после недолгой службы по случаю долгих праздников. Масса впечатлений, наводящих на грустные аналогии с нашими дискуссиями о судьбах школы.
Сын попал в неплохое место, в котором страшные истории с трагическими последствиями только смутными тенями бродят по подсознанию. Но бродят. Почему? Потому что держится все на негативной мотивации, на страхе наказания за плохие поступки. В результате регулируется уровень плохости поступков, а не исчезают условия для их совершения.
Судите сами: что делать группе в полсотни молодых рыл, которым нечем заняться на протяжении длительного промежутка времени и которые обложены сплошными "нельзя"? Да, они вынуждены испытывать систему на прочность этих "нельзя"!
Нельзя бить до синяков?
Можно слегка постучать, чтобы синяков не было, зато эмоционально проверить или продавить того, кто эмоционально неустойчив.
Сократили срок службы до года, чтобы не было дедовщины с 4-х уровней до 2-х? Остались "духи" и "деды".
"Да, какие они деды,– пренебрежительно говорят офицеры,– полгода разницы?". А им достаточно этого повода для "дифференциации социального статуса". Впрочем, это самое заметное изменение в армии, которое, безусловно, снизило масштаб проблемы заметно, но полностью не изжило.
Тем не менее, во власти уже не первый год обсуждается проект увеличения срока службы - утверждается, что года не хватает. У сына и у меня возникает только один вопрос: "Для чего не хватает, если и этим делать нечего?"
- Нельзя заставлять что-то делать "духов"?
А кто скажет, что их кто-то заставляет – их убедительно просят. Если не всегда просьба выглядит галантно, так, ведь, не в институте благородных девиц - армия, "территория настоящих мужчин".
В чем их "настоящесть"? В сплошном мате? Так, уже и девицы у нас от мата не смущаются и могут завернуть не хуже. К сожалению. Сын с недоумением рассказал, как один из "дедов" ставил в свою заслугу навык наматывания портянок – они еще застали портянки, а "духи" о портянках представления не имеют.
Был разговор с очень грамотным и ответственным офицером. Он делился случаями разрешения проблем с призывниками – очень здравый и, я бы сказал, школьный подход, через родителей. Главное, продуктивный и человечный. Делился своими представлениями о реформах в армии. А у меня все ярче и отчетливее вставала тень наших школьных проблем – почерк реформ тот же самый: попытка переставить стулья, сделать им ножки подлиннее или покороче.
Рассказывает он, как из отпуска не возвращается солдат, а у меня перед глазами картинка из Израиля в шабат: весь транспорт забит молодыми ребятами в униформе с ружьями (!!!), добирающимися домой на выходные. Да, для нас подарок судьбы получить на денек ребенка в отпуск со службы! А дать им оружие ни одному офицеру даже в голову не придет – немыслимо.
А в голове стучит: они сами в Израиле рвутся служить! Это, действительно, почет, уважение и всеобщая забота. Там старший помогает младшему, а не гнобит. Там молодых и неопытных берегут от боевых столкновений. И им не мешает 2 года службы для заботы о каждом! Там в армии можно получить специальность, которая пригодится на гражданке. У всех в армии совершенно другие мотивы деятельности и, как следствие, совершенно другие проявления. В этом системное отличие!
А в нашей армии основной мотив – пережить бедствие и считать дни до его окончания. Уже от многих слышал, что это пустое время, вычеркнутое из осмысленной жизни. Мнение высоких офицеров, ратующих за увеличение срока службы, на фоне мнения солдат считаю ярким проявлением либо низкой квалификации, либо личным интересом.
Сын сам некоторое время назад хотел пройти армию. Его не убеждали ни родительское мнение, ни мнение прошедших ее родственников и знакомых. В справедливости мнения о бессмысленности убедился практически сразу. Причем, у него отношения с "дедами" складываются совсем неплохо. Тем не менее, приехал он "окукленный" и у нас на глазах выходил обратно. Сам это осознал и, уходя обратно, обозначил одной из задач удержаться от повторного "окукливания".
Учитывая аналогии со школой, о которых я написал в начале,– ровно то же самое считаю про школу. Если раньше дети в школу шли с желанием, то сейчас все чаще и первоклашки начинают стонать от нее.
Надо "зрить в корень": условия кардинально изменились. Обществу нужна совершенно другая система образования, которую косметическим ремонтом не создать. Нужно осознание этого, выявление целей, задач, мотивов, движущих сил.
Сейчас рвутся все измерять. Предлагаю простой измеритель: как побегут дети в школу, а призывники в армию сами, с интересом и без конвоя – так и перестроились.
Комментариев нет:
Отправить комментарий