Феномен продвижения Дневник.ру меня давно занимает, т.к. никаких особых технологических или методических преимуществ относительно других аналогичных решений я не вижу. Что, безусловно, их выделяет – хрестоматийность ведения бизнеса по западным учебникам для startup.
Все зависит от того, что считать успехом.
Душещипательные истории о своем пути в бизнес может рассказать практически любой руководитель. Полагаю, если любого из нас начнут расспрашивать о нашем жизненном пути, каждый сумеет тронуть чуткую душу читателя. Если же это нужно для благоприятного имиджа компании в целях популяризации бизнеса- success story, life story,- то и вовсе вопросов нет: сюжет станет достоен руки Марка Твена, Джека Лондона ... кому кто больше нравится.
- Успех с позиции startup – когда в тебя вкладывают деньги. В этом смысле Дневник, безусловно, успешен.
- Успех с позиции бизнеса – когда у тебя есть прибыль от продаж и заметный охват рынка. Тут уже сложнее, т.к. прибыли у Дневника нет – есть вложения инвесторов (см. выше), - но есть заметная доля рынка.
- Успех с позиции технологии – когда твое решение выгодно отличается от других и поэтому захватывает рынок. Тут тоже большой вопрос: доля Дневника на рынке захвачена из-за преимуществ технологии или за счет некоммерческих рычагов, коли прибыли нет?
Про одного из названых в статье конкурентов – ИРтех (NetSchool) – сказано, что у них есть прибыль и что она росла, хотя есть на рынке бесплатные для заказчика решения Дневник и Барс. На самом деле, решений намного больше, но для Дневника значение имеют только те, которые занимают заметную долю рынка. Это тоже немаловажный штрих к портрету!
Из названной в статье тройки конкурентов, только ИРтех играет в свою игру за счет качества продукта: оба его конкурента продвигаются, главным образом, за счет административного ресурса. При наличии административных рычагов, вложения в развитие компаний, подобных Дневник и Барс, позволяют их возвращать за счет бюджета.
Я точно знаю, что в Москве решение Дневник было выбрано абсолютно волюнтаристским решением руководства Департамента ИТ Москвы, хотя на смотре электронных журналов были продемонстрированы не менее конструктивные варианты, в том числе:
- учитывающий гораздо больше систем оценивания, чем умеет Дневник,
- готовое и работающее решение, в котором уже на тот момент было зарегистрировано более трети школ Москвы
Кроме того, было известно решение Департамента образования Москвы о праве школ самостоятельно выбирать вариант электронного журнала.
Я знаю школы в других регионах, которые формально числятся в Дневник, но реально работают в других системах.
Рынок ИТ в образовании предельно вертикальный, работающий на бюджетных ресурсах, а не на полезных качествах для школ и родителей. Практика централизованного распределения ресурсов лишает школы возможности самостоятельно выбирать нужные им продукты, а разработчиков сталкивает в конкурентной борьбе за принимающего решение чиновника, которого качество продукта волнует далеко не всегда. К тому же, уровень ИТ-компетенции чиновника часто оставляет желать лучшего, зато позволяет имеющим к ним доступ игрокам грамотно строить свою «маркетинговую политику».
Бизнес-модель получения доходов на SMS не оправдалась. Доход на рекламе - тоже сомнительная идея, т.к. она законодательно запрещена в тетрадях и учебниках. Насколько этот запрет распространяется на электронные версии, науке неизвестно: когда и если появится иск от родителей, тогда узнаем.
Сегодня расчет в бизнес-модели продуктов для образования делается на то, чтобы, удерживая максимально широкую долю рынка, получать доход от дополнительных сервисов, привязываемых к электронному журналу/ дневнику: питании, проходах через турникеты (довольно глупая новая мода), видеонаблюдении и др. Но, в любом случае, на бюджетных ресурсах.
Напоследок, по существу разрекламированной технологии.
Я категорический противник решений, подобных Дневник:
- единое на всех
- «облачное» (данные хранятся и обрабатываются вне школы)
- Облачные разработчики могут возразить, что не заставляют всех переходить на свое решение. Но это лукавство, т.к. насильственное внедрение единого решения делают региональные власти. Даже в Москве, позволившей школам самостоятельно выбирать электронные журналы, было навязано весьма неуклюжее решение по интеграции данных в единый журнал производства Дневник.
- При массовых показателях скорости доступа из школы в сеть Интернет менее 1 Мб/с, школа не сможет отказаться от ведения бумажных журналов и будет вынуждена вести оба. Я считаю такой результат предельно вредным для развития ИТ.
Лучшее ли решение Дневник среди других аналогичных продуктов, пусть каждый судит сам. Если бы не чиновник решал, а сами школы, тогда можно было бы судить об успешности по реальной доле рынка.
Развернутые критические замечания по модным решениям построения информационной образовательной среды (ИОС) и мое видение, как следует это делать, доступно в сети.
Согласен с Михаилом
ОтветитьУдалитьМихаил, спасибо за ваш пост.
ОтветитьУдалитьКак Вы думаете, что будет на это рынке года через 2 или 3?
Спасибо. Бывает очень трудно разглядеть, что сыр в мышеловке(((
ОтветитьУдалитьСпасибо, коллеги! В нашем государстве предугадывать сложно.
ОтветитьУдалитьЯ думаю, по мере распространения ЭЖ начнется массовый поиск удобных решений вместо навязанных сверху, ибо переход с одного ЭЖ на другой заметно проще, чем с бумаги на ЭЖ. Задержать этот процесс может только увлечение большими универсальными системами, смена которых влечет переучивание не только ведению ЭЖ (что несложно), но и другим видам учета.
Добрый вечер, Михаил. Что-то я не припомню бесплатных сервисов от Барса
ОтветитьУдалитьМихаил, спасибо за пост! От души написан и по сути!
ОтветитьУдалитьСами сталкиваемся вот с такой ситуацией: "Я знаю школы в других регионах, которые формально числятся в Дневник, но реально работают в других системах." Это повсеместно происходит, где есть думающие директора и педагоги. В нашей стране так привыкли к "вертикали" решений, что даже при наличии соответствующих распоряжений, разрешающих делать свой собственный выбор (во всем!), продолжаем оглядываться и... врать в отчетах
Юрий, для школ сервисы бесплатны, т.к. основная война идет на уровне регионов и муниципалитетов. На каких условиях конкуренты предлагают свои сервисы, решается на тендерах. Бесплатного сыра в капиталистическом обществе, особенно в период накопления капитала, не бывает.
ОтветитьУдалитьМеня не устраивает бравурность и подавление рынка, кем бы они не делались. Активнее всего в этом Дневник. Я постарался показать, что оснований для этого нет.
Я считаю, нужны такие правила, при которых сами школы выбирали бы продукт, а не умные или глупые дяди/тети сверху.
Михаил, Вы не знаете, какой из разработчиков (включая Вас), наиболее продвинулся в этом направлении? У нас инновационная школа, и нам необходимо очень гибкое решение: нелинейное динамическое расписание и даже более (Школа Сколково, может слышали).
ОтветитьУдалитьВы о составлении расписания или об ЭЖ? Это разные продукты: ЭЖ - откровенно сетевой продукт, составление расписания - откровенно локальный продукт, т.к. расписание составляет обычно один человек (2-3 - неважно: ограниченное количество). Для работы ЭЖ больших вычислительных мощностей не требуется, а для расписания требуется.
ОтветитьУдалитьПосле того, как расписание составлено, его несложно разместить на сайте.
Теоретически (математически) задача составления расписания в общем виде, насколько я знаю, не решена. Но программы составления есть. Я их подробно не изучал, но некоторые на слуху есть: Хронограф, Ректор, НикаСофт, FET. Наверняка есть еще, но сложное расписание ни одно из них, я думаю, не составит. Их можно использовать в качестве базы для ручной доводки. Но это мое мнение - расписаниями я глубоко не занимался.
Спасибо за абсолютно точное понимание и озвучивание проблемы с ЭЖ.
ОтветитьУдалить