Внедрение ИТ в образование за 28 лет прошло стадии скепсиса, уклонения и насилия, но так и не вышло на уровень естественного использования, означающего невозможность возврата к прошлому опыту без ИТ, как это случилось в бухгалтерии.
Наиболее наглядно фазу развития ИТ в сфере образования можно проанализировать на примере модели SAMR: подмена и расширенное использование без смены логики деятельности практически во всех аспектах прошло, некоторая модификация у наиболее продвинутых встречается, а фаза переосмысления, приводящая к изменению логики работы, все еще на горизонте, по крайней мере, в сфере управления образованием.
Хочу предложить угол зрения на ведение делопроизводства, который, опираясь на существующие возможности, оптимизирует решение традиционных и новых задач именно за счет применения ИТ. Для этого необходимо переосмыслить в новых условиях ряд традиционных процедур делопроизводства, на основании современных задач и нормативных документов переделать старые, входящие в противоречие с жизнью.
Опорными точками для моего предложения являются внедряемые порталы государственных услуг, законы об образовании и о персональных данных, традиционные задачи ведения учета и иного документооборота в образовании на уровне образовательной организации и в органах управления разных уровней.
Прежде всего, хочу обратить внимание на косность всех уровней образования в вопросах документооборота. В плоть и кровь администраторов вошли навыки ведения учета советских времен, включая ряд мифов, отсутствующих в нормативных документах даже советского периода, но внедренных на практике под давлением контролирующих органов. Наиболее ярко это проявилось при внедрении электронных классных журналов и дневников (ЭЖ): несмотря на все разъяснения, отказ от ведения бумажных журналов происходит крайне медленно. Для этого есть некоторые объективные причины, связанные с неуклюжим административным управлением, но корни заметно глубже. В результате, внедрение ЭЖ, вместо упрощения работы, приводит к повышению трудозатрат и, зачастую, даже к нарушениям законодательства об образовании и персональных данных.
- Одной из ловушек является предусмотренная законом об образовании необходимость вести в муниципальных органах управления учет детей, подлежащих обучению. Традиционно для учета детей из числа обучающихся в образовательных организациях списки брали оттуда. Однако это противоречит принципам организации защиты персональных данных, предусмотренных законом о персональных данных. Обходят эту проблему, собирая согласия с родителей. Но и это противоречит принципам закона, т.к. передача данных может совершаться только в интересах субъекта данных, которого нет в упомянутой передаче. Кроме того, не было бы необходимости собирать согласия вовсе, если бы не было передачи данных из школ/садов внешним структурам и обработка осуществлялась исключительно в рамках предусмотренных законом функций.
Стоит в этой ситуации задать неожиданно простой вопрос: зачем школам/садам персональные данные детей?
Ведь, школам/садам достаточно просто знать "своего" ребенка и его родителей - их имена, адреса и явки нужны только в рамках информационного обмена. При таком подходе появилась бы перспектива вовсе избавить образовательные организации от непрофильных обязанностей оператора персональных данных!
Традиционная пирамида сбора данных связана с бумажной технологией обработки. В условиях электронного обмена наоборот: проще регистрировать персональные данные в центральной структуре сразу, а с образовательной организацией общаться в явочном порядке вплоть до вымышленных имен - лишь бы в центральной базе данных была возможность выхода на реальные персональные данные, когда и если в этом появится необходимость.
Достаточно предположить такую возможность, как сразу упрощаются задачи и соблюдения закона о персональных данных и повышения эффективности портала госуслуг. Для развития сюжета в этом направлении появляется еще одна задача для портала, не предусмотренная пока в списке первоочередных услуг, но которая реализуется легко и делает гораздо более осмысленным портал для родителей: автоматизация выдачи в электронном виде стандартных документов/справок об обучении, подкрепленных цифровой подписью портала госуслуг без отвлечения сотрудников, причем, в любое время дня и ночи.
(Подробно предложение изложено в статье М. Э. Кушнир. «Школа — не оператор персональных данных» // «Персональные данные», #8(61) август 2013, Информационно-аналитический журнал для операторов персональных данных)
- Менее глобальным, но более трудоемким на этапе подготовки является конструктивный ответ на вопрос: а не избыточен ли традиционный документооборот, сохранившийся с советских времен?
Для ответа на этот вопрос нужно провести ревизию нормативных документов, определяющих список документов, обязательных к ведению. Со всей очевидностью, целенаправленный взгляд на этот вопрос неизбежно выявит избыточность как самих документов, так и требований по их ведению. Как минимум, абсолютно бессмысленно 25-летнее хранение сводной ведомости отметок класса после 5-летнего хранения журнала. Эти отметки даже при 5-летнем хранении вряд ли понадобятся, т.к. по действующему законодательству и система оценивания, и само ведение учета находятся в компетенции образовательной организации и ни на что вне ее не влияют. Повлиять могут только результаты итоговой государственной аттестации, которые учитываются независимо от журнала и их хранение регулируется отдельными нормативными актами.
Более того, при опоре на новый перечень типовых архивных документов, введенный в 2010 году приказом Минкультуры от 25 августа 2010 г. N 558 вместо старого перечня, отменного приказом Росархив от 26 августа 2010 г. N 63, появляется возможность стимулировать образовательные организации на полный перевод учета в электронный вид. Стимул заключается в возможности не вести работы по обработке и хранению ряда документов, если они не ведутся в бумажном виде. Для этого достаточно внимательно пересмотреть старые нормативные документы и подготовить вместо них новые.
- Самым простым из предлагаемых выше мер является пересмотр типового регламента оказания государственных услуг в сфере образования, подготовленного ВШЭ и МЭР, на основании которого выполняются все региональные регламенты. Мелкая и несущественная для неспециалиста в сфере образования мелочь, кажущаяся ИТ-специалисту очевидной, приводит к существенным и неоправданным издержкам в реализации. Я имею в виду размещение информации об успеваемости и посещаемости ученика в типовом виде непосредственно в личном кабинете родителя на портале госуслуг.
- Во-первых, типизация формы ограничивает образовательные организации в праве использования любой системы оценивания, т.к. даже самые гибкие из существующих на рынке ЭЖ продуктов не гарантируют отражения всех возможных вариантов.
- Во-вторых, ведение учета успеваемости и посещаемости находится по закону в компетенции образовательной организации. Принуждение ее к передаче отметок в централизованные системы хранения входит в противоречие с законом об образовании.
- В-третьих, при отсутствии заказа на оказание госууслуг родители вправе предъявить образовательной организации претензии за передачу их персональных данных.
- В-четвертых, ответственной за оказание услуги является образовательная организация, поэтому необходимо обеспечить технические условия по передаче данных из нее в централизованное хранилище, хотя любой из существующих на рынке ЭЖ может в полном объеме сам выполнить все предусмотренные в законе услуги.
Наиболее правильным вариантом является обеспечение возможности подать заявку в электронном виде на портале, а оказание услуги осуществлять непосредственно тем ЭЖ, который используется в образовательной организации. Ответом на заявку в предлагаемом мною варианте является появление в личном кабинете всех данных, необходимых и достаточных для получения самой услуги: адрес ЭЖ, данные для авторизации и получения информации. Они могут появляться как автоматически, так и в ручном режиме в результате реакции на заявку ответственных лиц образовательной организации. Это кардинально упрощает интеграцию любых ЭЖ с порталом госуслуг и обеспечивает полное соблюдение законов и прав всех участников информационного обмена.
В этом варианте услуга информирования об успеваемости и посещаемости становится органичным дополнением услуги записи в образовательную организацию, т.к. привязка родителя, ученика и образовательной организации производится именно в ней - остается только поставить "галку" заказа услуги информирования. - Во-первых, типизация формы ограничивает образовательные организации в праве использования любой системы оценивания, т.к. даже самые гибкие из существующих на рынке ЭЖ продуктов не гарантируют отражения всех возможных вариантов.
Для эффективного развития ИТ, когда стоимость пользовательского оборудования становится доступной для все большего числа граждан, перспективным организационно-техническим решением является применение модели "принеси свое устройство" (BYOD).
Для этого необходимо предусмотреть в нормативной базе возможность постепенного погашения стоимости устройства пользователем (преподавателем и, возможно. учеником) вместо поставки в образовательную организацию техники. Это существенно упрощает процесс: и отмена тендеров (каждый сам приобретает, что считает нужным), и исключение трудозатратных процедур инвентаризации, и снижение потребности в обслуживании клиентского оборудования (каждый сам обслуживает свое устройство). Поставка техники остается только в рамках обеспечения инфраструктуры: сетевые ресурсы.
Важным аспектом осознанного внедрения ИТ в жизнь образовательных организаций является повышение ИТ-кругозора руководителей образования.
Сегодня незнание ИТ считается зазорным (моветон), но уровень понимания (или, точнее, непонимания) принципов работы ИТ руководителями образования приводит к неэффективному использованию выделяемых на их развитие средств и формированию «прикормленных» консультантов и/или поставщиков услуг. Привлечение ИТ-специалистов в ИТ-департаментах часто приводит к навязыванию образованию надуманных ИТ-решений.
Опасным считаю увлечение универсальными интегрированными продуктами, тормозящими конкуренцию и развитие ИТ-инструментов.
В том числе, опасно массовое увлечение "облачными" сервисами в ущерб локальным, особенно в условиях крайне низких пропускных возможностей каналов связи. Даже в развитых странах с превышающими наши каналы на 2 порядка скоростями не отказываются полностью от использования локальных серверов.
Для максимально эффективного использования средств на развитие ИТ необходимо каждой образовательной организации выделить ее долю финансирования, предусмотреть процедуры ИТ-консультирования и интеграции решений разных школ по их инициативе. Должны быть институциализированны регулярные обсуждения различных решений в сфере ИТ, чтобы избежать лоббирования интересов отдельных продавцов или производителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий