7 сент. 2016 г.

По школе прозвонил колокол

Это все же случилось– школе конец! Не потому, что сменили министра. Не потому, что очередные скандалы. Не потому, что из элитарной школы выплыли скелеты. А потому, что об этом в незаметном, на первый взгляд, посте ФБ сообщил родитель. Не просто про себя сообщил, а назвал причину решения.

Я хотел бы написать, что я об этом кричу несколько лет: люди, остановитесь, школа устарела, ее нужно в корне менять. Но при этом я утверждал, что школа вечна, независимо от качества обучения, потому что она выполняет важнейшую социальную функцию– камеры хранения детей на время отсутствия родителей. Ну, и попутно их обучая «чему-нибудь и как-нибудь», хотя именно о содержании и форме больше всего ломалось копий.

Все, дорогие мои, приплыли! Руслан Ткаченко, председатель Московского Городского Родительского Комитета, мельком пробежал по всем традиционным функциям института школы и отмел их:

  • Раньше школа давала актуальные знания, теперь это не так. Даже для эффективного усвоения школьной программы нужны репетиторы и дополнительные занятия, но много важных ныне знаний школа вообще не дает.
  • Раньше школа давала некую социализацию (применительно к советскому обществу), теперь школа точно не готовит ребенка к жизни в обществе, и даже наоборот.
  • Раньше вне школы массово дети не могли развиваться и образовываться, сейчас огомное количество проектов и программ, в том числе для родителей, которые намного эффективнее школы.
  • Раньше школа была местом общения детей, теперь это место в интернете.

И добивает:

«Лично я, как и многие другие родители, получили вполне читаемое послание: в школе небезопасно... Отдавая детей в школы мы верили, что там ребенок будет в полной безопасности. Надежность и комфорт подкупали нас своей гарантированностью. Случай с 57 школой показал, что в школе нет безопасности. Это такая же клоака, как улица или интернет. В моём восприятии с этим скандалом школа потеряла последний элемент привлекательности, утеряла последний смысл пребывания в ней. »

Можно делать вид, что ничего не произошло. Можно сказать, что история с 57-й уникальна. Это все правда. Но еще большая правда, что это проблема системна. Не сексуальные извращения, а проявившиеся через них более общие проблемы несоответствия потребностей общества и системы образования. Именно в неординарных объектах выявляются ярче всего накапливаемые системные проблемы.

Только вчера обсуждал с Павлом Максименко именно это. Оппонируя моей статье про инфантильность в школе, он спросил, не считаю ли я взрыв грязи в 57-й и существенно менее болезненный на ее фоне скандал с подделкой отметок в Питере началом конца традиционной школы, который мы неоднократно обсуждали? Прорабатывая идеи новой системы образования, изложенные в нашем манифесте, мы спорили, что произойдет раньше: управляемое изменение системы образования или системный крах ее. Он был убежден в неизбежности краха, а я высказывал робкую надежду, что, если долбиться, то, может, люди услышат и начнут что-то менять, не дожидаясь обвала. Но даже в таком пессимистическом споре мы предполагали, что до краха еще пройдет лет 5, а то и 10. И даже вчера я возразил, что питерский журнал– это семечки, а случай с 57-й несистемный в своей уникальности. Хотя, конечно, первыми звоночками их можно рассматривать. А он оказался прав!

Я, ведь, в борьбе с ФБ даже не сразу осознал судьбоносность поста Руслана. Спасибо прокрастинации: прочитал, а не отвлекся на рабочие дела, чаю попил– и только тут пробило на смысл.

Любителям непростых совпадений:

  • Руслан не просто родитель, а активный и легитимный выразитель их интересов
  • Руслан далеко не либерал– почитайте его критичные посты с весьма консервативных позиций
  • 57-я школа уникальна и элитарна, точка концентрации и роста либеральных идей
  • к рулю системы образования только что встал человек с довольно консервативными представлениями об образовании.

Это не просто знак– это удар по голове всем пытающимся консервировать школу! Консервировать школу сейчас можно только с условием срочного проектирования новой системы образования, пока не рвануло все остальное. Причем рваться будут сначала нетрадиционные школы. Они уже рвутся– сколько сильных школ осталось без директора, на котором они держались? Но это считали отдельными инцидентами. Москва радостно трубит об успехах в каких-то международных рейтингах на фоне насильно объединенных школ и их уволеных директоров, многоголосого родительского воя, вплоть до забастовок. Про насилие с журналами на этом фоне даже вспоминать смешно.

Кто считает, что нужно удавить вариативность, о которой постоянно твердят либералы и которую я считаю нужным существенно расширять, а не удавливать, пусть вспомнят армию, тюрьмы, монастыри, сексуальные истории которых...

До выборов осталось совсем недолго. После них действия власти покажут реальную их направленность и понимание глубины проблем в образовании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий