Неожиданная наводка на давно прочитанную повесть Азимова «Профессия» вызвала резонанс с текущими дискуссиями о перспективах развития системы образования. Если верить Википедии, впервые она была опубликована в июле 1957 года– почти 60 лет назад!
Два слова напоминания о контексте. В далеком будущем всех с детства диагностируют на когнитивные способности и в соответствии с потребностями в кадрах распределяют по профессиям. Им закачивают знания с лент прямо в мозг через специальные шлемы.
Единичные экземпляры, способные на нестандартное обучение, отфильтровываются в изолированные спец группы, из которых потом формируется интеллектуальная элита, которая, в том числе, разрабатывает новые ленты. А элиту учат по книгам.
Привожу цитату героя повести Джорджа из числа отфильтрованных, пока он еще не понял, почему его изолировали. Он пытается внушить неразумность и неэффективность ленточного (стандартного) обучения. Ключевой, на мой взгляд, конфликт, до боли напоминающий современный, сконцентрирован в следующей тираде:
«Ленты попросту вредны. Они учат слишком многому и слишком легко. Человек, который получает знания с их помощью, не представляет, как можно учиться по-другому. Он способен заниматься только той профессией, которой его зарядили. А если бы, вместо того чтобы пичкать человека лентами, его заставили с самого начала учиться, так сказать вручную, он привык бы учиться самостоятельно и продолжал бы учиться дальше. Разве это не разумно? А когда эта привычка достаточно укрепится, человеку можно будет прививать небольшое количество знаний с помощью лент, чтобы заполнить пробелы или закрепить кое-какие детали. После этого он сможет учиться дальше самостоятельно. Таким способом вы могли бы научить металлургов, знающих спектрограф Хенслера, пользоваться спектрографом Бимена, и вам не пришлось бы прилетать на Землю за новыми моделями.»
60 лет назад великий Азимов предсказывал стремление основной массы населения к необременительному стандартизованному образу жизни и обучения. И только сейчас мы сталкиваемся с конфликтом джорджей, призывающих строить гибкую систему образования на основе личных образовательных целей, с массой, которой нужна понятная и предсказуемая схема жизни. В точках развилки они предпочтут внешний приговор под пристойным обоснованием научных методик или коррупционный маневр для реализации социальных амбиций. Уже сейчас джорджи уходят из государственной школы и собирают конференции джорджанутых.
В том же году был опубликован его рассказ про школу «Как им было весело». В нем он рассуждает об учителе-роботе как норме и чтении текстов с экрана как норме, когда книга воспринимается как анахронизм. Обучение у каждого индивидуальное со своим роботом. Случайно найденная книга про нашу традиционную школу вызывает у героини рассказа, маленькой девочки, ностальгию по временам, когда дети ходили в школу, бегали и общались друг с другом и с учителем-человеком. С высоты современных представлений о возможностях цифровых технологий выглядит немного наивно, а для противников цифры как аргумент-иллюстрация.
Может, прав был Азимов: стоит ли ломать копья за гибкую систему образования на основе личных образовательных траекторий? Выстроить систему фильтров и питомников, где без лишнего шума учить элиту? Профильную школу власти давно признают– ее и строить по требуемым направлениям с рекламной поддержкой?
PS-2019. Весьма любопытно представление Азимова о жизни в 2019 году, высказанное изданию The Star аккурат в канун нового 1984 года– за 35 лет до нашего времени. Некоторые авторы пересказывают упомянутое интервью так, будто бы он предполагал полное исчезновение учителей, поскольку все обучение будет происходить на компьютере. Но он сказал об изменении роли учителя.
«Образование радикально изменится в новом мире, причем той самой силой, которая требует революции-компьютером. Школы, несомненно, все еще будут существовать, но хороший школьный учитель не сможет сделать ничего лучше, чем вызвать любопытство, которое ученик сможет удовлетворить дома за консолью своего компьютера. Появится возможность для каждого юнца, для любого человека узнавать именно то, что он или она хочет изучить, в удобное время, в удобном темпе, удобным образом. Образование станет увлекательным, потому что оно будет всплывать изнутри, а не навязываться извне.»
Приведен перевод доступного фрагмента об образовании и обучении. Оригинал интервью переопубликован, но для доступа нужна подписка. Есть его изложение на русском языке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий