30 мар. 2017 г.

Модель мегакомпетенций ISPEC

Популярный подход к обучению через формирование компетенций облегчает переход от традиционных монолитных курсов, настроенных на заучивание «академических основ», к более компактным адаптивным и адресным курсам, направленным на конкретные компетенции ученика на выходе. Критика компетентностного подхода связана с его неполнотой и фрагментарностью: никто не уверен, что список компетенций исчерпан и что он гарантирует их совокупную целостность.

Академические курсы считаются целостными, хотя это, строго говоря, тоже неочевидно: большой и громоздкий курс не становится целостным только потому, что через него прошло много поколений и что его было трудно запомнить. Если предложить такой набор компетенций, который полностью покроет пространство развития ученика, то это может снять проблему фрагментарности, что позволит более гибко строить серии небольших курсов вместо монолитных и традиционных «академических».

В рамках обучения в школе управления Сколково для реализации проекта Гули Базаровой по развитию отношений между школой и родителями летом 2015 года нами (творческой группой коллег под ее чутким руководством) был сформулирован набор мегакомпетенций, которые можно считать базисом пространства личностного развития. Они сформулированы в стиле уже привычных IQ, EQ с попыткой избежать повторения букв.

Модель мегакомпетенций «ISPEC»:

  • IQ: интеллектуальная/когнитивная (владение объективными закономерностями мира)
  • SQ: социальная (владение социальными моделями отношений)
  • PQ: персональная/личностная (владение целями и волевым поведением)
  • EQ: эмоциональная (чувственное восприятие, понимание и проявление эмоций применительно к ситуации)
  • CQ: коммуникативная (владение средствами и процедурами коммуникации)

Картирование компетенций по такому базису позволяет сравнительно легко создавать личностные и профессиональные профили, программы личностного и профессионального развития. Надежда на целостность такого описания пространства личностного развития опирается на то, что нам не удалось пока выявить компетенций, которые бы не могли быть разложены по указанным. Если использовать данную модель для картирования учеников и заданий, можно надежнее прогнозировать успехи и подбирать индивидуальные задачи на проверку и на развитие. Применение машинного обучения может повысить точность картирования как учеников, так и задач.

Детализация

Мне показалось любопытным проградуировать мегакомпетенции более детально. Самопроизвольно, навскидку, описания каждой из компетенций легли на 5 линейных описателей, которые оказались при чуть более пристальном взгляде более сложно структурированными. Обобщенно каждая из компетенций разложилась так:

  • Исполнитель
    • Контролируемый («Халявщик»)
    • Нормативный («Здоровый пофигист»)
    • Активный («Шило*»)
  • Разработчик
  • Открыватель

Идея доработать классификацию так, чтобы у всех 3-х деятельностных позиций появилась детализация, не прижилась. Сначала стало очевидным, что позиция открывателя довольно вырождена и редка, чтобы ее детализировать. Потом та же логика победила в отношении разработчика, хотя эта позиция заметно более распространена, чем открыватель. Тем не менее, показалось нецелесообразным углубляться и усиленно придумывать то, что не кажется очевидным и необходимым. Сам факт такой позиции достаточно важен.

Для измерительного подхода к мегакомпетенциям в отношении конкретных задач или тестов должна быть предметная градуировка, которая будет выводить на ту или иную деятельностную категорию. Основным вопросом остается, насколько оправдан в отношении модели ISPEC измерительный подход? Не окажется ли слишком трудоемко разложение конкретной задачи по такому обобщенному базису? Насколько такое разложение формализуемо и достоверно для конкретных задач? Может, достаточно иметь ее как качественную модель типа абстракций ФГОС про личностные и мета- компетенции? Может, ISPEC– более наглядная структура всех компетенций ФГОС?

Надежды и сомнения требуют проверки, но так сложилось, что за полтора года с момента рождения эта работа не получила дальнейшего развития. Цель публикации– поделиться симпатичной моделью, которая явно имеет потенциал. Как минимум, качественно описательный.

Деятельностная категоризация мегакомпетенций

(в скобках описательная характеристика типового поведения).

  • I: Интеллектуальная/познавательная компетенция
      • Исполнитель
        • Халявщик (Утилитарное): Только в рамках необходимого для работы
        • Пофигист (Любопытство): Некритичный интерес к информации, не относящейся к основной деятельности
        • Шило (Целостное): Критичный интерес к информации, формирующей личную целостную картину мира
      • Разработчик (Изобретательское): Заинтересованное изучение информации по собственной инициативе и интерес к созданию новых комбинаций (проектов, конструкций, идей)
      • Открыватель (Прорывное): Создание нового знания в культуре

  • S: Социальная компетенция
      • Исполнитель
        • Халявщик (Маргинальное): Минимально необходимое для жизни
        • Пофигист (Инфантильное): Фрагментарные представления о социальных ролях и их гражданской ответственности
        • Шило (Осведомленное): Классифицируемая полная модель социальных ролей и адекватное позиционирование себя в ней
      • Разработчик (Гражданское): Активное участие в социальных/гражданских инициативах
      • Открыватель (Идеологическое): Формирование новых социальных/гражданских концепций

  • P: Персональная/личностная компетенция целеполагания
      • Исполнитель
        • Халявщик (Пассивное): Внешнее целеполагание, внешнее удержание дисциплины
        • Пофигист (Исполнительное): Внешнее целеполагание, самостоятельное удержание дисциплины в зоне терпимости
        • Шило (Лояльное): Готовность согласовывать цели и инициативно выполнять задачи по их достижению
      • Разработчик (Критичное): Готовность отстаивать свое видение целей и их достижения
      • Открыватель: (Предпринимательское): Собственное целеполагание

  • E: Эмоциональная компетенция
      • Исполнитель
        • Халявщик (Непосредственное): Спонтанное восприятие эмоций и неконтролируемая реакция
        • Пофигист (Воспитанное): Использование базовых культурных образцов поведения
        • Шило (Осознанное): Учет контекста эмоций партнера и умение подавлять свои проявления эмоций, которые могут усугубить контакт
      • Разработчик (Управляющее): Осознанное применение приемов управления коммуникацией
      • Открыватель (Чуткое): Тонкое и внимательное восприятие ситуации, управляемое проявление своих эмоций в целях наиболее продуктивной коммуникации для данной конкретной ситуации

  • C: Коммуникативная компетенция
      • Исполнитель
        • Халявщик (Бытовое): На основе бытовых форм и процедур
        • Пофигист (Типовое): С применением специальных процедур, по инструкции
        • Шило (Осведомленное): С учётом преимуществ и недостатков различных распространённых вариантов, включая меры защиты
      • Разработчик (Творческое): Использование нетрадиционных знаковых систем, инструментов, форм, процедур
      • Открыватель (Развивающее): Разработка новых знаковых систем, инструментов, форм, процедур

Мудрствуя о нашествии роботов

Беглое размышление о целостной картинке индивидуального профиля по всем мегакомпетенциям приводит к мысли о том, что уровень открывателя по любой из них, вероятнее всего, должен привести к существенной деградации по другим мегакомпетенциям, поскольку это аномально высокий уровень концентрации.

В отношении уровня остальных (разработчика и исполнителя) есть гипотеза, что это мировоззренческий стиль жизни, т.е. человек постарается достигать одного уровня по всем мегакомпетенциям или по большинству их них. Тем не менее, неизбежные неровности могут быть основой для профориентации и отбора.

Если гипотеза о мировоззренческой ровности мегакомпетенций верна, то самопозиционирование человека на том или ином уровне должно опираться на его мотивацию и связанную с ней самооценку. Повышение самооценки, в свою очередь, может повлиять на мотивацию. И тогда одной из стратегий внедрения роботизации должна быть забота о повышении самооценки человеком, а не уничижение его перед непрерывно растущим уровнем сложности искусственного интеллекта.

В свете опасений о вытеснении людей роботами с исполнительских позиций, роль разработчика становится все более важной. Если эти опасения начнут реализовываться именно так, как мы сейчас предполагаем, подобная детализация в отношении разработчика станет более актуальной и очевидной. Но пока я такой потребности не ощутил. Как минимум, прогресс роботов можно ожидать на легко формализуемых компетенциях. Традиционно гуманитарные компетенции к роботам пока только начинают примерять.


Пояснение понятий «Исполнитель», «Разработчик», «Открыватель» в аудиоформате (3 мин) или в теле статьи блога


PS. Структура образования:

  • Искусство познания (картина мира, I)
  • Искусство взаимодействия (социальная среда, S)
  • Искусство развитиЯ (ценности, цели, воля, P)
  • Искусство со-чувствия (тело, чувства, E)
  • Искусство общения (передача смыслов, C)

Структура обучения:

  • Языки логики и наук о природе
  • Языки искусства
  • Языки управления (техникой и людьми)
  • Практики созидания (технологии и творчества)

PS. Локализация и импортозамещение: из iSPEC на ЯРИЛО:


PS. Ниже ссылки на развитие темы в небольших статьях/заметках/постах, на статьи в умных журналах, на медиа-записи.


*До 16.05.2022 вместо «Шило» был «Ответственный исполнитель»

Уточнение понимания ответственности. Действительно ответственный исполнитель строго соблюдает нормативные правила. Если в рамках нормативных правил нет возможности выполнить задачу, он должен поставить в известность ответственного за процесс, чтобы он знал о новой ситуации и принимал управленческое решение: вносить изменения в нормативы или решать текущую проблему эксклюзивно.

Шило, самостоятельно находя способ решения проблемы, создает риск самим фактом своего существования: в следующий раз без его личного участия проблема может поставить в тупик нормативного исполнителя, поскольку не изменена технология процесса в тени инициативы. Другими словами, ответственным является в данной классификации нормативный исполнитель, «здоровый пофигист». «Шило», готовый к активному поиску исполнитель, тоже нужен, но для другого класса задач, где нужна субъектность при решении обобщенно поставленной задачи. А это ответственность в ином, расширительно-субъектном смысле.


  • Умные журналы:

  • Медиа-ролики:

    • 27.11.2021. Ссылка на 15-мин. аудиозапись доклада УЗКИiSPEC / Алмаз личности для конференции в Московском Институте Психоанализа (в конкасте «ConCastador»)
    • 17.03.2022. Ссылка на 15-минутный фрагмент видеоролика доклада на международной конференции «Тенденции развития образования». Если смотреть ролик с начала, то это будет целостная секция «Малый пленум», где в рамках 3-х докладов представлены кратко результаты НИР нашей группы.
    • 24.03.2022. Ссылка на 20-мин. аудиозапись доклада «Профиль как стержень нового образования» на Образовательном форуме с акцентом на пилотный проект по доработке модели «Алмаз личности» в образовательный профиль (в конкасте «ConCastador»)
    • 20.04.2022. Ссылка на 15-мин. аудиозапись доклада «Профиль как биотоп образования» на online-конференции МГПУ с акцентом на экосистемные изменения в образовании с отражением 2-х подходов к реализации пилотирования модели «Алмаз личности» при внедрении логики в ЭЖ и без ЭЖ, на подручных цифровых инструментах (в конкасте «ConCastador»)
    • 16.07.2022. Ссылка на 11-мин. сообщение о логике работы модели «Алмаз личности / УЗКИiSPEC (аудио и видео: YouTube / Rutube), дополняющее предыдущие доклады об основаниях модели, ее составных частях и возможностях приложения в качестве профиля (аудио в конкасте «ConCastador»).
    • 12.11.2022. Ссылка на 16-мин. аудиозапись доклада на I Всероссийском Форуме альтернативного образования о модели «Алмаз личности» с учетом первых выводов завершенного пилотного проекта (в конкасте «ConCastador»).
    • 02.03.2023. Ссылка на 17-мин. аудиозапись преддоклада «Новые метрики в учебном процессе. Модель "Алмаз личности".» к вебинару по реализации новых возможностей на платформе Гиперметод на основе наших подходов (в конкасте «ConCastador»), а также в видеоформате (YouTube / Rutube).
    • 20.07.2023. Ссылка на 25-мин. аудиозапись «Рефлексивные практики для образовательных задач»– Итоги обзора российских и англоязычных публикаций под углом зрения причин сопротивления учеников и учителей проведению рефлексивных практик с целью поиска способов, подходов, как его преодолеть. Отражена коррекция ранее разработанной модели «Алмаз личности» по итогам работ, обзора (в конкасте «ConCastador»).
    • 25.12.2023. Ссылка на 15-мин. аудиозапись «Преодоление сопротивления рефлексии»– О процедуре рефлексивной практики, разработанной по итогам обзора (в конкасте «ConCastador»).
    • 22.01.2024. Ссылка на 10-мин. аудиозапись «Образование как среда коммуникации и выбора»– преддоклад для Международного симпозиума «Образование и город» с альтернативной формулой «образование=коммуникация+общение+рефлексия» (в конкасте «ConCastador»).
    • 09.04.2024. Ссылка на 10-мин. аудиозапись «Снижаем сопротивление рефлексии»– Доклад на XVII международной научно практической конференции «Подросток в мегаполисе» (в конкасте «ConCastador»).
    • 30.09.2024. Ссылка на 9-минутный ролик с провокационным взглядом на рефлексию по следам выступления на секции форума «Слет лидеров практик субъектности в образовании». В форматах видео (Rutube) и аудио (доступно в конкасте «ConCastador»).
  • Публицистика, заметки и статьи:

Комментариев нет:

Отправить комментарий