Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный потокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.
Организационные принципы построения ЦОС*:
- Полезность: любая информационная система в составе ЦОС должна создавать новые возможности для пользователей и/или снижать их трудозатраты.
- Достаточность: состав и функциональность ЦОС должны отвечать целям, для которых она создавалась, избегая избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение, а также отвечать полномочиям и возможностям пользователей.
- Открытость: ЦОС должна обеспечивать свободу обмена данными и расширения новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы.
- Доступность: все информационные системы и данные в составе ЦОС должны быть доступны пользователю, как правило посредством Интернет, и не могут быть ограничены, кроме соблюдения лицензионных условий и согласованной приватности данных с учетом роли пользователя в подсистеме.
- Единство: работа всех информационных систем должна быть согласована в единой образовательной и технологической логике, позволяющей решать в разных частях ЦОС разные специализированные задачи на основе опубликованных протоколов.
- Конкурентность: любые части ЦОС, кроме регламентируемых правительством страны государственных информационных систем, не могут быть ограничены для полной или частичной замены конкурирующими технологиями.
- Ответственность: право и возможность формирования ЦОС из различных технологий, в том числе согласование задач по обмену данными со смежными информационными системами, предоставляются тому, на кого возлагается обязанность решать соответствующие задачи.
- Измеримость: мониторинг происходящих в ЦОС событий формируется самой логикой цифровых процессов, исключая необходимость специальных дополнительных акций по контролю.
Должны быть соблюдены все упомянутые принципы. Соответствие им позволяет оценить ЦОС участникам и организаторам образовательного процесса, стать ориентиром для разработчиков.
*Формулировки исправлены 26.02.2018.
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Прежде всего, запретить насильственное внедрение централизованных региональных инструментов, кроме государственных систем, как нарушающих ряд законов и разъяснения Минобрнауки России,– взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей ЦОС, на основе минималистичных центральных государственных систем. Предложение о переформатировании в этом контексте федеральной системы учета обучающихся Контингент описано ранее.
Ключевой принцип информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.
Ключевой инструмент формирования экосистемы– стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.
Цели ЦОС:
- для ученика
- расширение возможностей построения образовательной траектории
- доступ к самым современным образовательным ресурсам
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира
- для родителя
- расширение образовательных возможностей для ребенка
- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования
- повышение прозрачности образовательного процесса
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
- для учителя
- снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации
- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика
- для школы
- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ
- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса
- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
- для региона
- автоматизация мониторинга за образовательным процессом
- оптимизиция коммуникации со всеми участниками
- оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур
- повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия
- возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия
- сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота
- для государства
- рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору
- рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий
- снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети
- повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации
- повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов
- повышение прозрачности образовательного процесса
- оперативность мониторинга за результами
Задачи:
- разработать новые регламенты и принципы обработки данных с учетом требований по защите персональной информации в условиях переноса документооборота в цифровой формат с учетом принципа неизбыточности на всех уровнях управления процессом (это требует глубокой проработки и переосмысления многих стереотипов из бумажной эпохи),
- составить список необходимых для обмена данных, используемых в сфере образования,
- разработать архитектуру ЦОС, позволяющую гибко заменять системы в ее составе и расширять их состав
- разработать протоколы обмена данными и утвердить их в качестве отраслевого стандарта,
- разработать регламент работы комиссий по протоколам, чтобы они могли своевременно вносить изменения в ранее утвержденные протоколы/стандарты,
- разработать и ввести в эксплуатацию тестовые системы для отладки протоколов обмена данными, чтобы разработчики могли успешно конкурировать,
- пересмотреть подходы к формированию ЦОС в образовательных организациях в сторону логики BYOD на основе мобильных устройств и возможности самостоятельно расходовать средства на ИТ-инфраструктуру,
- пересмотреть нормативную базу документооборота и организации образовательного процесса для исключения конфликтов старых норм бумажной эпохи с современным электронным документооборотом.
Описание и оценка эффективности
Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.
Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее
- сокращение бюрократического аппарата,
- снижение интенсивности документооборота, созданного руками сотрудников образовательных организаций,
- рост трафика использования ЦОС, прежде всего учениками.
Публикации по теме
- Принципы «Цифровой школы»
- Манифест о цифровой образовательной среде
- Ролик «Манифест о ЦОС» (9 минут)
- Нужен ли учитель в «цифровой проекции»?
- Идея структуры «целевой модели ЦОС»
- Примерная карта ЦОС как экосистемы»
- Изменение традиционной практики документооборота, освобождающее школы от большинства обязанностей оператора персональных данных
- Письмо Минобрнауки РФ от 09.02.2015 №ПГ-МОН-75 о праве образовательной организации на выбор информационных систем
- Нужен новый Контингент
- Свой ЭЖ для своей песни
- Мой ансамбль-Контингент
- Справка о защите ПДн в ЭЖ
- Единая и неделимая образовательная среда
- Представления о региональной ИОС
- Информатизация: за или против учителя?
- 8.7.2020. Идея структуры «целевой модели ЦОС»
- 16.7.2020. Цифрокалипсис
- 21.3.2021. Вопросы цифровизаторам системы образования
- 21.7.2021. Интервью для pedsovet.org о «Паспорт стратегии цифровой трансформации образования»
- 16.4.2022. Апрельские тезисы (БабаЯга-22)– болевые точки цифровой трансформации школы текущего этапа.
- 12.5.2023. Цифровая трансформация школы по мотивам «Хартии цифрового пути школы»: текстовый пост и аудио-версия на 12 мин.
- Подборка всех публикаций по ИОС/ЦОС в блоге
Согласна с автором, особенно в той счасти, что подход "единого замечательного стандарта" сдерживает развитие среды и находящихся в ней систем. Как и в случае природных открытых систем, должен быть заложен механизм, обеспечивающий их развитие, а не только modus vivendi (чем у нас занимаются, как правило, занимаются). Я бы добавила, что нужен также механизм поддержания баланса между первым и вторым, как и в живых системах.
ОтветитьУдалить