Смешной и провокационный кадр для иллюстрации как способ привлечь внимание к непростому, но важному тексту.
Новый приоритетный проект «Цифровая школа» (далее ЦШ) может обеспечить реальный содержательный прорыв только в том случае, если он сможет диверсифицировать подходы, наработанные в системе образования за 30 с лишним лет информатизации с 1985 года. Государственная школа, регулируемая Министерством просвещения, обладает слишком большой инерцией для назревших изменений. Поэтому смешно соседство в кадре министра Васильевой (как носителя традиционных ценностей советской логики просвещения) и ректора ВШЭ Кузьминова (как носителя вариативных идей и западных подходов в образовании) как единой команды террористов, а провокационна декларация самого проекта как террористического акта.
Чтобы совершить прорыв без разрыва, нужно не всю махину резко поворачивать, а вносить зерна нового в общую массу, поддерживать его ростки, защищать от ретивых консерваторов. И гарантировать всем право самостоятельно регулировать отношения с окружающим миром– строго в соответствии с законом. То, что получает поддержку, само начнет притягивать постепенно все большее число сторонников. Такой подход минимизирует конфликты и оставляет возможность для управленческого маневра при движении в непознанное завтра.
На протяжении всего 30-летнего периода процесс информатизации происходил экстенсивным образом: накопление цифровых технологий и гаджетов, пропаганда цифровых технологий среди учителей с целью расширить использование ими новых информационных подходов. Трудно назвать этот подход удачным, т.к., несмотря на существенное накопление опыта и технологий, школа не слишком радикально продвинулась в использовании новых технологий, незначительная часть учителей умеет эффективно использовать цифровые инструменты. Основанием такой цифровой сдержанности учителей является не их неспособность к новому, а противодействие административному нажиму, отсутствие очевидных преимуществ цифровых технологий в решении поставленных учителям задач.
Вопрос читателю: если Вам с ласковой улыбкой предлагают новый инструмент, от внедрения которого всем хорошо, кроме Вас, Вы станете помогать его внедрению? А из любви к Вселенной? А если Вы не уверены в преимуществах этого инструмента? Вы будете энтузиастом по внедрению, если этот сценарий повторяется уже в 138-й раз, причем предыдущие 137 раз Вы оказывались крайним?
За 30 лет сложилась относительно взаимовыгодная для участников практика противостояния:
- чиновники определяют благопристойные формальные показатели успешности вложения средств,
- учителя в логике итальянской забастовки минимизируют свои трудозатраты,
- учителя ссылаются на неработоспособность внедренных решений,
- чиновники делают строгое лицо, но в меру, чтобы без угрозы своим же решениям.
Эффективность для чиновников и подрядчиков высочайшая– любой разработчик рад, если при минимуме усилий он получает максимум финансового покрытия. Особенно ценно в этих проектах, что больших усилий на дальнейшую эксплуатацию не требуется. Сколько раз провальные информационные системы, созданные на средства государственного бюджета, просто списывались и создавались заново другой командой? Это не мешало списать и следующую систему, пока выделяют деньги. Ответственный чиновник, опасаясь наказания, гасит любые недовольства в эксплуатации. Эффективность для системы образования таких подходов предлагаю читателю оценить самостоятельно.
Учитывая важность развития цифровых технологий, стоит вопрос о возможности эффективной и быстрой стратегии в сложившихся условиях. Что и как нужно делать, какие задачи ставить, на какой результат рассчитывать?
Переосмысление задач ЦШ
Самым важным для приоритетного проекта ЦШ является новый угол зрения на задачи проекта. Экстенсивный подход в простом донасыщении школы цифровыми технологиями, даже на фоне низкого уровня их освоения, потерял актуальность. В отличие от эпохи начала процесса информатизации, отсутствует психологический барьер перед компьютером. Ссылки на «старые кадры» лукавы– это повод для оправданий, а не основание для провала проектов.
Важно принять во внимание, что образование (как процесс познания мира и своего места в нем) опирается на процесс личной переработки информации. Насыщенность информации и спектр способов ее переработки определяет сложность и масштаб задач, стоящих перед человеком. Никогда раньше информация не была столь доступна и никогда раньше не было того множества способов ее переработки, как сейчас. В этих условиях предельно странно и удивительно пытаться искать решение проблем образования в старых формах и способах. Это нельзя объяснить ничем, кроме страха перед необходимостью глобального пересмотра всей логики системы образования.
Привычка школы навязывать внешнее представление об устройстве мира мешает современному образовательному процессу. Привычка смешивать образование и обучение мешает понять суть проходящих в школе и вне нее процессов. Так школа больше работать не может. Образование– процесс личностный: нельзя заставить человека строить модель мира не так, как он сам его видит. Можно поделиться своей моделью, но принять ее или не принять, решает сам человек. Раз взглядов на мир стало много, принципиально важно диверсифицировать модель «единого образовательного пространства» от подхода «все по одной программе» к «все должны иметь право на свою образовательную траекторию».
Это значит, что все достойные поддержки образовательные запросы должны получить шанс на реализацию. Это значит, что нельзя заставлять всех учиться по одной модели. По любой: ни по новой, ни по старой.
Обучение должно отвечать на образовательный запрос. В условиях единственной программы, которую создали внешние дяди-тети, где нет выбора, запрос в принципе не может сформироваться. Должен быть выбор образовательных предложений как минимальное условие для воспитания граждан, способных на образовательный запрос, готовых его сформулировать, привыкших его формулировать. Тогда можно ожидать образовательный запрос не только как выбор из меню, но и выходящий за рамки внешних предложений. Новая система образования должна быть готова достойно реагировать на нестандартные запросы. Это должно стать нормой, одним из KPI системы образования.
Логистика знаний и образовательный запрос
Главное преимущество цифровых технологий в большинстве применений– гибкая логистика. Яркой иллюстрацией логистических способностей цифровых технологий являются кардинальная перестройка служб такси, расцвет интернет-торговли, интернет–банкинг. Эту способность цифровых технологий в образовании можно использовать для новой «логистики знаний»– обеспечение возможности построения индивидуальных образовательных траекторий в условиях изобилия информации, в противовес традиционным единым образовательным программам в условиях ограниченности доступа к информации.
Под «логистикой знаний» нужно понимать обеспечение широкого выбора форм и содержания образования в соответствии с образовательным запросом. Если обеспечить удобный и простой выбор курсов, преподавателей, направлений обучения и индивидуальной поддержки, то на первое место в перечне проблем образования станет образовательный запрос. В нашей культуре единых программ нет места для такого запроса. Чтобы не быть слишком категоричным, сфера наиболее вероятного запроса сильно ограничена. Как правило, выбором профиля обучения либо выбором «кружков»– дополнительного обучения.
Культура образовательного запроса может вырасти только в условиях регулярного выбора, постепенно усложняющегося по содержанию и условиям. Мы привыкли к инфантильной роли обучающегося в отношении формирования образовательной программы. Разные запросы должны быть равноправны в обеспечении системой образования, но ответственность за выбор нужно возлагать на выбирающего:
- в том числе, в традиционной форме, даже «советской», поскольку такой запрос в обществе есть,
- в том числе, в любой супермодерновой.
Такая постановка задачи влечет сложную «логистику знаний»: индивидуальное пожизненное насыщение своей картины мира в разных формах, способах, источниках информации и его трактовках. Именно так важно ставить задачу:
Цифровая школа как новый образовательный институт «личная школа», основанная на цифровой логистике знаний.
Это требует идеологической, нормативной, технологической и управленческой перестройки системы образования.
Идеологическая перестройка
Право школы определять свою образовательную политику, а ученика выбирать образовательную организацию по своим потребностям, декларированы в законе с 1992 года. Однако по факту, после всплеска педагогических новаций в 90-х годах система управления совершила откат на традиционные практики авторитарного управления. В разных регионах уровень авторитарности управления несколько отличается, но по всей стране прокатилась волна увольнений самостоятельных активных директоров школ.
Узким местом оказался Трудовой Кодекс в отношении руководителя школы как сотрудника учредителя. Право учредителя в любое время уволить неустраивающего его руководителя организации оказалось несопоставимо сильнее декларированных в законе прав образовательной организации на самостоятельность в формировании образовательной политики.
Одним из вариантов разрешения этого противоречия могло бы быть разделение функций образовательной организации на задачи обеспечения жизнедеятельности и задачи собственно образовательного процесса. Это позволило бы развести ответственность за разные функции вплоть до различной ведомственной подчиненности.
Авторитаризм сказался и на процессе информатизации. Чтобы изменить устоявшееся осторожное отношение учителя к цифровым технологиям, нужно создать условие удобства, полезности и свободы выбора для учителя и для ученика. Свобода выбора ученика окажет влияние на учителя: через выбор учителя, использующего или не использующего цифровые технологии. Это не значит, что всем нужны будут цифровые технологии. Это значит, что появится возможность встречи учителя и ученика на основании общих подходов к обработке информации. Свобода выбора инструмента для учителя окажет влияние на его отношение к самим технологиям– насколько они отвечают его образовательным целям и способам их достижения.
Для формирования спроса на цифровые технологии учителем нужно исключить избыточные трудозатраты. Как минимум, освободить его от бюрократических задач типа формирования отчетов, которые унаследованы от бумажной эпохи и избыточны при использовании цифровых технологий. Цифровая технология должна освобождать от ручных и бюрократических операций– это должно стать императивом внедрения.
Нормативная перестройка
Традиционная модель организации обучения, несмотря на декларированную в законе свободу формирования образовательной политики организацией, подразумевает наличие достаточно жестких административных ограничений. Начиная с сомнительных СанПиН и заканчивая практикой диктата органами управления своих представлений об образовательной политике. Несмотря на мировые тенденции к расширению электронных форм организации обучения, лицензионная политика государства в настоящий момент не позволяет организовать чисто сетевую форму обучения без очных обучающихся. Декларируется возможность обучаться в электронном виде, но без очного прикрепления к какой-то организации невозможно получить документы об образовании. Некоторая гибкость есть только в дополнительном образовании.
Для полноценной реализации новой концепции ЦШ как личной школы, цифровой логистики знаний, необходимо обеспечить возможность каждому гибко взаимодействовать с любыми образовательными организациями с получением цифрового подтверждения полученных компетенций, в том числе исключительно в дистанционном формате. Соответственно, необходимо обеспечить возможность организации обучения в любом формате, включая исключительно дистанционную форму.
Необходимо упростить регламентацию образовательных программ. Невозможно из центральной позиции одновременно обеспечивать широкий выбор и сохранять ответственность за качество. Широкий выбор неизбежно приводит к повышению ответственности за него самого выбирающего. Расширение спектра программ возможно только в случае либерализации контроля за программами, при ограничении параметров контроля ключевыми и сравнительно очевидными критериями. Больше прав, доверия образовательным организациям, больше ответственности за выбор программ учениками– и в качестве баланса больше рычагов влияния ученикам, более жесткие меры в отношении организации, если выяснится нарушение.
Диверсификация жестких комплексных программ в пользу множества разнообразных гранулированных курсов требует изменения подхода к образовательному цензу. В программе «Цифровая экономика» уже предусмотрена модель компетенций, профиль компетенций, которые пока не унифицированы, но запланированы к разработке в ближайшее время. Успешный вариант цифрового профиля компетенций станет новым стержнем, объединяющим рынки образования и труда.
Наличие широкого спектра образовательных предложений создает условия для новой образовательной услуги– тьюторской поддержки. Тьютор поможет сделать правильный выбор, не затеряться в сонгме предложений с учетом личных особенностей и предпочтений. Такая услуга должна получить отражение в нормативной базе новой системы образования.
Технологическая перестройка
Самым важным в технологическом обеспечении должен стать разумный баланс централизованных инструментов и децентрализации. Для этого нужно пересмотреть логику делопроизводства и организации образовательного процесса, исключить оставшиеся от бумажного делопроизводства устаревшие формы и заменить их адекватными для цифровой логики.
Если ставится задача гибкой цифровой логистики знаний, не может быть диктата в централизованных инструментах. Должна быть централизованно разработанная и утвержденная архитектура цифровой инфраструктуры и несколько точечных узконаправленных государственных систем в ее рамках, обеспечивающих задачи централизованных реестров и контроля. Архитектура должна предусматривать совокупность утвержденных и опубликованных протоколов обмена данными, которые позволяют любым новым продуктам встраиваться в единую цифровую среду, построенную по единым открытым принципам.
Поскольку цифровые технологии стирают границы образовательных организаций, необходимо предоставить школам соответствующий инструмент. Им нужен доступный извне сервис для создания и хранения методических наработок, учебных курсов. Им должны пользоваться как свои очные ученики, так и внешние пользователи. Размытие границ произойдет автоматически по мере разработки цифровых методических материалов, что позволит в гибком режиме использовать технологию смешанного обучения, «перевернутый класс». Прежде всего, для собственных учеников, но с возможностью подключения внешних.
По мере готовности, нужно обеспечить доступ или развернуть студии для создания видеоконтента.
Конкурентность цифровых инструментов должна быть обеспечена наличием у образовательных организаций бюджета на приобретение тех продуктов, которые удобны им. Должны быть типовые решения для массового использования теми образовательными организациями, которые не готовы самостоятельно выбирать технические решения.
Главной сложностью применения цифровых технологий в школе является недостаток кадров, обеспечивающих разворачивание и эксплуатацию цифровых технологий. Для облегчения этих задач целесообразно сформировать централизованные службы, формирующие единую инструментальную основу, в том числе лиц, обеспечивающих системную поддержку работы инфраструктуры удаленно по сети. В этом случае достаточно разворачивать в школе более простую службу технической поддержки пользователей.
Если сделать акцент на модели BYOD (bring your own device– работай на своем собственном устройстве) и за основу взять современные планшеты, то поддержка сведется к поддержке инфраструктуры: принтеры, проекторы, сеть, устройства беспроводного подключения...
Для оптимизации технологических задач нужно обеспечить стандартизацию моделей цифрового обеспечения школы. Каталог единой решетки технического обеспечения создает общий язык для поддержки и технологического развития школ, позволяет упростить логистику их цифрового развития с уровня на уровень.
Для мониторинга постоянно обновляемого программного обеспечения нужно сформировать межшкольные методические объединения учителей и подготовить для них сетевой ресурс совместного ведения, чтобы он стал местом концентрации их открытий, опыта, обсуждения мнений.
Управленческая перестройка
Задачи перестройки концепции управления отражены во всех аспектах выше по тексту. Ключевым должно быть понимание, что традиционная модель управления, основанная на иерархических подходах, не может обеспечить требуемый уровень разнообразия и выбора. Только цифровые технологии и сетевая организация управления могут его обеспечить.
В новой модели управления образовательная организация должна стать самостоятельной в выборе образовательной политики, как это предусмотрено законом. Для нее ЦШ становится инструментом повышения эффективности образовательного процесса и раскрытием контура обучающихся. Школа перестает быть единственным оператором обучения для своих учеников и борется за них с другими образовательными организациями в логике конкуренции. Это позволяет ей неравномерно развивать свои компетенции, в том числе, делать акцент на тех формах и содержании, в которых у нее есть конкурентные преимущества. А слабые для себя направления закрывать в партнерстве с коллегами, используя предусмотренные законом сетевые взаимодействия.
Цифровизация открывает перед маленькими удаленными школами возможность изменения логики обучения на тьюторскую модель, если квалификация сотрудников не позволяет обеспечить требуемый уровень преподавания. Знание личных особенностей учеников и рынок сетевого обучения позволит в тьюторской модели обеспечить коммуникацию своих учеников с внешними преподавателями и организовать заметно более эффективный процесс обучения.
Цифровизация открывает перед большими школами, школами с конкурентными компетенциями возможность работы с дистанционными учениками. Чтобы это стало возможным, необходимо изменить финансовую модель. Подушевое финансирование обучения должно быть целевым и федеральным, типа материнского капитала. В противном случае, неизбежно возникнут препоны на пути подключения к школам из «чужого» региона. Зато затраты на жизнеобеспечение школы могут стать основой для привлечения внешних финансовых ресурсов, если своя школа окажется привлекательной для внешних учеников. Такая логика может вернуть к жизни опору на муниципальные школы в противовес модной идее передачи школ на уровень регионального контроля.
Ключевым ориентиром новой модели управления должна стать возможность обеспечения каждого образовательного запроса соответствующим образовательным предложением, в том числе и прежде всего, возможность обучения и подтверждения компетенций в дистанционном режиме.
Важным элементом цифровой логистики является отслеживание/формирование индивидуальной образовательной траектории, формирование профиля компетенций. Эти задачи проходят красной нитью через проект «Цифровая экономика». С другой стороны, пока нет устоявшихся подходов к их инструментальному обеспечению и даже к языку описаний.
Резюме
Цель данного текста– еще раз обратить внимание на необходимость переосмысления задач системы образования через призму декларированного Правительством России приоритетного проекта Цифровая школа, попытка повысить отдачу от уже запланированных на него средств, надежда на содержательный прорыв, заявленный Президентом России, вопреки опасениям незыблемости устоявшихся негативных практик и консервативных взглядов на систему образования.
Текст несколько скомкан, но его надо воспринимать в развитие текстов, ранее опубликованных в этом блоге, прежде всего:
В них есть более полная подборка ссылок по этой теме.
PS 7.1.2020. Образовательная логистика в цифровой школе– подробнее о логике различий традиционной и цифровой образовательной логистики.
PPS 23.05.2022. Цифровой пульс школы– конкретные направления действий.
Ролик обсуждения ЦШ с Михаилом Богдановым (30 мин)
Ролик обсуждения ЦШ с Александром Молчановым 30.01.2019 (35 мин)
Комментариев нет:
Отправить комментарий