10 янв. 2020 г.

Цифровые правоверные и еретики

Все более критичным становится правильное поведение с новыми цифровыми сущностями. Возникла мысль о полезности или даже неизбежности формирования вокруг «цифры» отношений по религиозной модели. Это новая реальность, которой не чужды наработанные человечеством культурные стереотипы.

Сразу отмечу, что к религии отношусь как к социокультурному феномену, помогающему управлять большими массами людей. Мне Бог не нужен для картины мира. Вопрос его существования для меня лежит в плоскости любопытства типа «Есть ли жизнь на Марсе?». Моральные максимы религии для меня важны не в формальном проявлении, которые в разных религиях несколько отличаются, а как полезные правила общежития. Надеюсь, религиозные люди не сочтут себя обиженными за мои рассуждения.

Неравенство жизни и инертность жизни

Ключевым мне кажется изначально неравное распределение возможностей между людьми. Неоднократно подобная неравномерность была выявлена в сообществах животных. Мы строим отношения между людьми на принципах равноправия, но при этом прекрасно понимаем, что люди разные, а равное право– это принцип взаимоотношений. Он освобождает от предвзятости на старте, но не освобождает от необходимости искать свое место на лестнице отношений.

Не знаю первоисточника модели самопозиционирования людей– в моем переизложении она выглядит как ИРО (примерная доля в скобках):

  • «исполнители» (85%),
  • «разработчики» (около 15%),
  • «открыватели» (меньше 1%).

Пространство для развития создают «открыватели»– уникальные люди «не от мира сего». Развитием на основе открытий занимаются «разработчики». Стабильность и устойчивость формируют «исполнители», которые терпеть не могут всяких изменений– для них ценностью является аккуратное и добросовестное исполнение того, что обеспечивает им спокойную жизнь, что проверено опытом.

Любые бурные обсуждения о том, как бы что-то улучшить– это «разработчики». Большинство дискуссий в сети– это они. Успехи и провалы– это у них.

Опасения и уклонения от «трендов» и «инноваций»– это здоровое консервативное большинство «исполнителей». Даже когда кажется, что промедление смерти подобно, «исполнителей» обвинять глупо и бессмысленно– без их готовности любые улучшения во вред обществу в целом. А они всегда будут против. Но они и сопротивляются лениво, поэтому изменения все же идут, если сделать их постепенно, удобно и без надрыва.

Почему «цифра» зашла хорошо и глубоко? Потому что не слишком обременительно, но удобно. Попытки пугать вредностью «цифры» бесполезны для общества в целом. Зато полезны для инициаторов– хорошая кормушка для статей и семинаров. При этом главный вред «цифры» совсем не в том, о чем пишут, а в лени «исполнителей» и в удобстве «цифры».

Про обезьяну с нейроинтерфейсом

Один из сюжетов, спровоцировавших этот виток рассуждений,– про обезьяну с нейроинтерфейсом, которая научилась управлять прямо из мозга виртуальной рукой в компьютерной игре. Она воспринимает виртуальную руку в игре как часть себя и некоторое время продолжает эту виртуальность активировать, даже когда игру выключили. Автор проводит аналогию с обезьяньей неспособностью к спокойному созерцанию– их мозг слишком суетлив,– и практически сразу с человеком, впавшем в зависимость от цифровых гаджетов.

Да, мне тоже понятно отношение обезьяны к виртуальной руке как к новой сущности своего тела. Я давно называю гаджеты информационными протезами. Это действительно наш новый орган чувств и коммуникации. Что в этом плохого, я не понимаю.

  • Кто-то не в состоянии себя удержать и ест все подряд, в любое подходящее и неподходящее время.
  • Кто-то, наоборот, изнуряет себя голоданием до анорексии.
  • Кто-то читает без меры (где только я не читал в подростковом возрасте?!).
  • У кого-то клептомания
  • У кого-то сексуальные девиации...

Чем «цифра» виновата на фоне проблем человека?

Про ритуалы с WiFi

Именно для «исполнителей» хороши модели религии, где есть правила, обряды и сообщества, коллективно поддерживающие заявленные ритуалы и обряды, продвигая через них необходимые для поведения правила.

Мой критический текст про вред гаджетов для «недородителей», понравился «разработчикам», которые озабочены, как улучшить и как сделать правильно. Но он разбивается об этот текст, потому что без особых оснований ленивый «исполнитель» не начнет ответственно заниматься собственным ребенком.

На эту мысль меня навел понравившийся многим ролик с социальной рекламой, где отец семейства героически выдергивает шнур питания из точки доступа WiFi, лишая недоумевающую семью Интернета. Это приводит их всех на снежные горки (дело, видимо, не в Москве или не в этом году) и они надежно крепят свою семью веселым живым нецифровым общением. Простой и понятный ритуал против ответственного внимание к семье без драматических жестов.

«Цифра»– новая сущность цивилизации, которая никак не учтена в прошлых моделях управления человеком. Говоря о вредных факторах, нужно отдавать себе отчет, что все люди разные и каждый воспринимает сказанное через призму своего восприятия. Взывая к разуму, мы обращаемся к примерно 15% общества. Большинство, даже приняв тезис, ничего не изменит. Чтобы они изменили свое поведение, нужно что-то обрядово-религиозное внести в жизнь, чтобы риски купировались через коллективный обрядовый самоконтроль.

Нужен кто-то из «разработчиков» в пограничной зоне с «исполнителями», который придумает разумные цифровые обряды, не отталкивающие «разработчиков» и полезно влияющие на правильное поведение «исполнителей». Может, отключать в какие-то дни WiFi и выходить на массовые уличные игрища. Не знаю. Ролик как пример и как повод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий