20 апр. 2020 г.

Дрейф смыслов «online/offline»

Вынесенные в заголовок термины стали общеупотребительными, но смысл в них вкладывается разный.

Исходный смысл этих слов, принятый у связистов, означает банальное и очень далекое от современных смыслов — «на линии/вне линии» (line — это линия связи). Можно их интерпретировать как «на связи/вне связи» или «подключен/отключен», что по смыслу примерно одно и то же.

Когда на столе у широкого круга энтузиастов появились первые персональные компьютеры, возникло желание обмениваться между ними информацией. Для этого использовались телефонные каналы– самый распространенный способ связи между людьми того времени. Для этого оба компьютера (с обеих сторон контакта) должны были иметь специальные устройства– модемы.

Если кто-то хотел обменяться со мной информацией, мы оба должны были быть подключены (online). Когда модем был на связи, телефоном пользоваться было невозможно, т.к. он занимал линию. Далеко не все держали компьютер с подключенным модемом даже в пассивном режиме: пробегающие иногда по телефонной сети высоковольтные броски жгли нежные устройства. Когда кто-то пытался со мной связаться, а модем был отключен (offline), мне звонили по телефону и просили включить модем. Сотовых телефонов тогда не было, а проводные телефоны были не везде и не у всех.

Чтобы минимизировать издержки отсутствия партнера в сети связи, энтузиасты создавали специальные общественные сервисы на своих компьютерах с подключенными к телефонной сети модемами: держали их постоянно включенными. Самым известным подобным сервисом стала BBS. Там можно было оставить сообщение своему offline-партнеру и забрать свое, если его кто-то оставил, когда я сам был offline. Там были коллективные обсуждения, которые можно было прочитать при подключении. Там можно было оставить и забрать файлы. Это было прообразом современных сервисов типа почты, форумов, сетевых дисков...

В результате, понятия «online/offline» как «подключено/отключено» приобрели новый смысл в контексте коммуникации через модем:

  • online– передача непосредственно от одного другому, когда оба «на связи»;
  • offline– передача через постоянно подключенный сервис-посредник (BBS), когда получатель «вне связи».

Умными словами такие режимы работы называют «синхронный/асинхронный». Типичным вариантом работы offline было асинхронно «подключиться-выгрузить на BBS-отключиться» и «подключиться-скачать c BBS-отключиться». Не совсем похоже на базовый смысл offline, потому что скачать/выгрузить можно только в подключенном состоянии. Но это только на короткое время — львиная часть работы получается в отключенном режиме, чтобы не занимать телефон как единственную на том этапе точку оперативной внешней коммуникации.

Вокруг общественных энтузиастов сформировались сообщества, которые дали имена нескольким разным сетям. Сеть «Интернет» была одной из равных. Широко известна сеть FIDO. Я, как давний поклонник Apple, помню сеть Applelink. Сегодня сеть Интернет поглотила все остальные. Произошла конверсия телефонов и компьютеров в лице всеобщих смартфонов. Мы уже перестали различать связь по телефонным режимам и компьютерным, причем оба стали цифровыми: грани между ними начали стираться даже технологически.

Сегодня и связь стала несопоставимо лучше, и все всё время «на связи». Неприятная неожиданность, когда «телефон выключен или вне зоны доступа». Вне сети (offline) люди бывают все реже, а особенности разных сетевых сервисов большинство не понимает. Поэтому появился хипстерский вариант интерпретации терминологии:

  • online, когда все, что угодно, через компьютерную сеть (что синхрон, что асинхрон– кто его разберет?)
  • offline, когда общаются очно, без сети, безо всяких линий связи (line).

Звучит эффектно и поэтому широко разошлось– все сразу выглядят компьютерно грамотными, поскольку используют специальную терминологию.

Я бы считал оправданным подобное применение понятия offline только в тех ситуациях, когда хотят подчеркнуть противопоставление взаимодействию online, а не любая ситуация, где про «линии связи» говорить неуместно. Например, встреча, на которой требуется отключить все сетевые устройства до ее окончания.

Кто хочет не только выглядеть, но и различать синхронные и асинхронные режимы работы, приведу примеры:

  • skype, zoom, webinar– синхронные режимы работы, когда все одновременно должны быть в сети (online);
  • email, whatsapp, telegram, twitter, facebook, youtube – асинхронные режимы работы, потому что информация туда попадает независимо от присутствия в сети получателя, в том числе он может быть вне сети (offline).

Теперь читатель знает 3 разных смысла понятий онлайн/оффлайн, дрейфующих по этапам их применения. Надеюсь, это поможет лучше ориентироваться в общении, правильно понимая по контексту, какой смысл вкладывает в эти понятия собеседник.


PS. А какое понимание терминов online/offline удобнее учителям?

При классическом подходе оба варианта относятся к работе в сети.

Offline-материал распространяется по сети и изучается без необходимости одновременно быть всем «на связи», кому как и когда удобно.

Online-обсуждение требует всем участникам одновременно быть «на связи». При этом, остается вариант offline-обсуждения, когда и если оно происходит при неодновременном участии дискуссантов, например, в соцсети.

И тогда мы оставляем слово «очно» для встреч лицо к лицу. И именно так называют такое общение англоговорящие: «face-to-face». Есть у них еще один вариант для такого общения «в лицо» – «in-person».

PPS. 17.11.2021 Чуть иной поворот через понятие выключенность из коммуникации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий