16 июл. 2020 г.

Главный тезис за BYOD/НеСУ

Неожиданно пробило понимание, что многочисленные доводы за распространение модели BYOD/НеСУ (bring your own device – неси свое устройство) бьют мимо цели, потому что апеллируют к рациональным аргументам: адекватность обслуживания и технической поддержки, невозможность бюджета школы обеспечить всех и все в таком духе.

Сегодня увидел на курсах по цифровой трансформации директоров школ неплохую проектную работу, где здраво и твердо показано, что директор не видит для себя убедительных аргументов, чтобы делать ставку на BYOD/НеСУ. Ставка им сделана на старую добрую модель централизованных поставок за счет госбюджета и слезных надежд на доброго дядю-чиновника: сколько отжалеют – столько и будем вкладывать в ЦОС школы. Дескать, живем мы в глубинке, родители небогатые, позволить себе цифровую технику для использования ребенком в школе не готовы, а директор не готов даже думать об этом, не то, что просить родителей.

Вижу, нет у меня контрдоводов для такого директора. Но и четкое понимание, что не видать ему в ближайшее время современной ЦОС, не говоря о трансформации, стало очевидным. А директор-то, похоже, совсем не дурак! Как же это противоречие разрешить?!

И только тогда меня прошибло, что самый главный тезис нигде не звучит. Все говорят все время только о рацио: время, деньги, усилия, ресурсы, амортизация, инвентаризация... А главное надо искать, как обычно, не в рацио, а в душе, в эмоциях.

Вы можете себе представить заядлого читателя без книжного шкафа дома? «Давай подарим ему книжку? У него уже есть одна!»

А можете назвать автомобилистом важного начальника, которого каждый день катает личный водитель? А того, кто регулярно катается на такси?

Так и тут. Цифровое устройство – это информационный протез. Или человек с ним живет и срастается, или это эпизод, знакомство, обучение навыкам пользования, когда придется. Трансформация возможна только для тех, кто сросся с цифрой, для кого нормально и органично ее использовать и чувствовать, где и в чем она продуктивнее, эффективнее, чем без нее. Не знать, а чувствовать!

Думаю, именно в этом месте проходит граница сторонников и противников цифры. Для одних цифра один из множества инструментов, без которых можно обойтись и из которых глупо делать фетиш. Для других это неотъемлемая часть жизни, как отрезать какую-то часть тела. Все боятся, что дети окажутся по другую сторону спора. Но одни считают, что дети недополучат цифру в развитии, а другие– что останутся в одиночестве, как в повести Стругацких «Гадкие лебеди».

Если нет ресурсов, надо думать, как и где их изыскать. Как книги, ручки, тетради, портфели – без цифры сегодня образование неполноценно. И риски разные неизбежны, как у всего в этой жизни есть оборотная сторона. Жить придется с обеими сторонами. Чем раньше человек освоится и научится с ними жить, тем безопаснее ему будет.

Устройство должно быть своим, чтобы стать органичной частью современной стремительной информационной жизни.

2 комментария:

  1. Вы прочитали мои мысли! Я с этим хожу в голове второй день после выполнения проектной работы. Думаю как поделикатнее написать об этом своей школе: детям, родителям, учителям. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Куксенко Е.Н. МБОУ "Берёзовская СОШ" Красноярского края.
    Спасибо за инсайт, Михаил!!! Я никак не могла понять, почему в последнее время мне так легко стало жить! Теперь поняла - это на уровне эмоций и чувств!
    Я чувствую какую-то эйфорию от предстоящей работы (в том числе по внедрению ключевых идей цифровой трансформации у себя в школе, в муниципалитете). Это как глоток воздуха!
    Есть понимание, что все - предел достигнут, так дальше жить нельзя, не получится! Но столько препятствий! Большая часть коллег считает, что все мои действия в направлении к цифре и трансформации - утопия и диверсия, я хочу от них избавиться и "заменить платформами" ( но я-то понимаю, что эта стадия пройдет)! А я чем больше погружаюсь в программу, чем больше читаю и рефлексирую, тем больше уверенности получаю, что на правильном пути! Это единственно правильный путь к гармонии в отношениях с ребенком, да и вообще с окружающим миром!
    У меня в мыслях нет, что ноутбук - это зло и то, без чего сегодня можно обойтись! Мы все почти ездим на собственной машине и не задумываемся, что передвигаться можно на общественном транспорте. Да, в школе нет нормального интернета, да один компьютер на 10 человек! Но вот оно поле для идей - как выстроить конструктивный диалог с родителями, чтобы объяснить им, что это необходимость сегодня, как сделать партнерами (власти уже откликнулись, бизнес тоже)! Надо просто идти твердо к цели!
    Спасибо Вам за открытие меня!

    ОтветитьУдалить