7 февр. 2022 г.

Зачем системе тьютор?

По следам ФБ-эфира Елены Миркиной и Михаила Черемных захотелось поспорить с одним тезисом и выделить понравившуюся мысль.

Понравилась идея о роли тьютора как появление новой задачи, которая не была ранее предусмотрена системой. Мысль верна для любой новой роли– и тем ценна (хотя и не нова). Но для осознания роли тьютора, разговор о котором уже начинает замыливаться, очень неплохо освежает.

Чего не было, что потребовалось сейчас?

Отсюда же оппонирование мысли, что «позиция тьютора пуста». Не в том смысле, что не нужна, а что нет у нее заранее заложенной программы, ее надо выстраивать по месту. Полагаю, это зависит от описания задачи. Раз есть функция, не может быть пустоты– может не быть четкости в ее описании. И тогда она описывается ситуативно, прецедентно-подобно, postfactum.

Итак, что надо от тьютора?

Вижу 2 варианта ответа, причем один из них менее красивый.

  1. Штурман персональной образовательной траектории
  2. Коуч самонавигации по образованию

Первая роль проста и понятна для маркетинга, вписывается в логику «сделайте мне красиво». Ланшафт образования усложняется, двигаться по стандартным рельсам все больше не могут или не хотят, причем по самым разным основаниям, в том числе по блажи. Быть необразованным можно, но стыдно– надо хотя бы что-то, что прилично выглядит для окружающих. Самоопределяться сложно, трудно, этому тоже нужно учиться. Если можно купить спеца, который сам скажет, что юному митрофанушке лучше/легче подойдет, проложит трассу до успеха, то и гора с плеч. Успех такого тьютора зависит от его способности понять, что есть «успех» для заказчика и вывести его (или его чадушку) к чему-то близкому их невысказанным ожиданиям. По сути, объектная задача, хотя обставляется как субъектная.

Раньше такой задачи не стояло, потому что «единое образовательное пространство» по единым учебникам. Даже репетитор тащит по тем же рельсам, но индивидуально и с важным видом. Сейчас, несмотря на жалобы и перипетии, уже все больше вариантов, проблема выбора растет...

Вторая роль больше тиражируется, потому как выглядит более эффектно и заумно, хотя спрос на нее сомнителен. У кого есть такой запрос, чаще сами как-то продвигаются. Если и обращаются за поддержкой, то скорее в точках бифуркации и скорее за психологической помощью типа личностного роста. Так что, с этим умным антуражем чаще решают задачу в первой формулировке, прикрываясь второй. Многие предпочли бы купить первую функцию без умных заморочек второй.

Школа как институт, что бы умно не говорили/писали, ориентирована на трансляцию, зомбирование существующими моделями картины мира. Потому и идет война за детей, пока они не начали субъектно упираться. В структуре такой школы тьюторской роли нет. Для некоторых локальных задач в логике эффектности современных течений востребованы некоторые тьюторские подходы, техники. Но даже они больше для вида, ибо школе они инородны.

Тьютор нужен только тогда, когда образовательная субъектность– востребованный образовательный результат, что должно быть на выходе образовательного процесса в виде навыка формулировать образовательный запрос.

Если под образовательным запросом понимать явно выраженную образовательную потребность (именно образовательную, а не бытовую типа размера домашнего задания или количества каникул!), то именно это и есть наполнение роли тьютора– обучение техникам осознания своей образовательной потребности и согласования ее с возможностями среды. От глубины и точности формулировки потребности зависит продуктивность и эффективность отвечающей запросу программы и, значит, образовательного процесса.

Если же сама среда устроена таким образом, что навык образовательного запроса формируется в ней естественным образом, то снова встает вопрос о тьюторе– тогда он не нужен как носитель этой функции.

3 комментария:

  1. Я исхожу из того, что есть безусловно прагматическая составляющая в возможных векторах самоопределения относительно функции или позиции тьютора (для меня это разное). Но она только одна из …. . Это как в известной байке про вопрос трем людям, возящих камни в тачке: «Что Вы делаете?» - один отвечает: «Камни вожу», второй отвечает: «Деньги зарабытываю», третий отвечает: «Храм строю».
    На мой взгляд, вторая и третья линии самоопределения относительно функции/позиции тьютора в культурно-историческом масштабе развития образования связаны с процессами капитализации человеческого потенциала учащихся («деньги зарабатываю»), смысло-порождения и смысло-оправдания жизнедеятельности учащихся («храм строю»).
    В этой связи, исключительно важно в расширительном масштабе (прагматика актуального действия тьютора - капитализация человеческого потенциала учащихся - смысло-порождение и смысло-оправдание жизнедеятельности учащихся) осмыслить перспективы тьюторства в образовании.
    Кандидатная повестка для дискурс-сессий: «Новая образовательная повседневность: позиция/функция тьютора».
    Смысловые опоры:
    1. Темпоральный асинхрон структур деятельности в образовании и в других сферах общества.
    2. Конфликт классических форм организации учения/обучения и спонтанностью усвоения/присвоения содержания образования.
    3. Разрыв между глобальной нормативностью образовательных систем и разнообразием смысловых индивидуальных универсумов (СИУ) участников образовательных общностей (сообществ).

    ОтветитьУдалить
  2. По мне, это совершенно другой угол зрения на тьютора. Я готов разделять функции и позиции тьютора, но они все равно зависимы: позиции диктуются необходимыми функциями, а функции привязаны к позициям. Мой заход из отсутствующей позиции, главной функцией которой является развитие образовательной субъектности. Недостаток этой позиции в том, что спрос на нее минимален, сколь бы красиво не выглядела эта задача на словах. Утилитарная позиция поддержки ученика в существующих институтах на разрывах формальных процессов и индивидуальной включенности в них конкретных персон заведомо более востребована, но она принципиально не меняет ландшафта образования. Может, так и надо. «Будь проще– и люди к тебе потянутся».

    ОтветитьУдалить
  3. Еще одно сомнение в полезности поддерживающей позиции. Психологическое. Когда есть процесс и у ученика возникает когнитивный или любой иной персональный разрыв– это вызов его способности его устранить, тренировка преодоления себя. Поддержка в отношении заведомо ослабленных природой учеников понятна и оправдана, потому что нормативный процесс строится в расчете на усредненную нагрузку. А в отношении нормального ученика это может быть уже деструктивно с точки зрения его развития, способности к преодолению. Хотя в некоторых случаях, если изредка, когда индивидуальный разрыв оказывается слишком большим, это может быть полезно. И тогда это одна из проблем тьютора, считая поддерживающую позицию нужной,– как отличить ситуацию поддержки полезной от вредной. Но все же, я бы не считал эту позицию основной– это напоминает тьютора учеников с ОВЗ.

    ОтветитьУдалить