16 апр. 2022 г.

Апрельские тезисы (БабаЯга-22)

Наиболее острые задачи, требующие внимания в процессе цифровой трансформации школы, чтобы не завязнуть в повседневной суете.

  1. Свободу школьным сайтам

    Отменить предельно странные требования к школьным сайтам. Всю формальную информацию, предусмотренную в этих требованиях, собирать в централизованные базы данных и обеспечить каждую образовательную организацию отдельной ссылкой на ее страницу. Предусмотреть в движке этого ресурса документированый сервис для свободной выгрузки данных на любые внешние ресурсы. Школа не должна быть ограничена в фантазиях для построения своего сайта, включая даже отказ от его ведения (ссылка на развернутое описание).

  2. Цифровой аттестат

    Диплом вуза уже «копают» в формате странного эксперимента, а надо бы и про школьный аттестат не забыть. Тем более, при охвате электронными журналами и централизованными данными ОГЭ/ЕГЭ это совсем просто сделать. А хорошо бы еще и универсализм обеспечить дипломов с аттестатами и всякими другими подобными бумажками.

  3. Переход на модель BYOD/НеСУ

    Индивидуальные устройства, аналогично учебникам и тетрадям, должны быть в личном пользовании (ссылка на развернутое описание). Могут быть социальные программы поддержки, но сами устройства должны быть личными. Централизовано комплектовать школы надо только инфраструктурными инструментами работы.

  4. Аренда сложного оборудования

    Стандарт цифровой школы подразумевает наличие в школе очень непростого и дорогого сетевого оборудования, приемка и тем более эксплуатация которого без должной квалификации влечет колоссальные убытки в логике недоиспользования и вероятной порчи. Необходим переход на централизованное удаленное обслуживание цифрового оборудования и на арендную форму сложного и заменяемого оборудования. Задачи системного администрирования всех уровней должны носить сервисный характер. В школе могут быть технические сотрудники без сложных квалификационных навыков только как «руки» к «голове» удаленного по сети специалиста или как диспетчер для внятного объяснения удаленным спецам возникшей локально проблемы.

  5. Протоколы обмена данными и открытые агрегаторы

    Необходима стандартизация и открытая публикация протоколов обмена типовыми данными образовательных систем, чтобы формировалась конкурентная экосистема образовательных продуктов на базе открытых государственных агрегаторов и ГИС аутентификации (ссылка на развернутое описание).

  6. Самоцензура контента

    Цифровая среда открыта и динамична. Проверка новых систем на доступ должна оперативно проверяться только автоматизированными средствами, прежде всего на технологическую надежность и безопасность хранения/ввода данных. Содержательные претензии должны формулироватья как несоответствие общим и открыто опубликованным правилам по факту выявления. Надзорный орган может накладывать жесткие штрафы и/или ограничения на доступ при их выявлении в условиях эксплуатации. Постпроверка с административными рисками вместо привычной предпроверки. Ориентация на самоцензуру более динамична и поэтому насопоставимо лучше отвечает цифровой среде (ссылка на развернутое описание).

  7. Модель открытого образования с ООП.

    Я про ОбщеОбразовательный Профиль на смену бумажным табелям в логике модели успешного освоения всех тем, а не про то, о чем подумали все привычные к аббревиатуре ООП. Единая логика контроля для всех форм обучения.

    В отличие от практики «рисования» переводных отметок, перейти в логику освоения целостных тем с проверкой в формате внешних независимых зачетов. Все темы и все учебные курсы, предусмотренные в профиле, могут последовательно заполняться учеником в произвольном порядке. Когда закончил заполнение всего профиля, тогда получил пропуск на другие виды деятельности, для которых ранее требовался аттестат. Школа в помощь. Медленная динамика заполнения– в пику родителям.

    В сети должен быть полный комплект материалов для самостоятельного освоения учебных курсов в рамках ООП и открытая инфораструктура для подтверждения освоения тем/курсов. В идеале, не только для школы, а для всех уровней обучения и целей образования. Структуры для очного посещения предназначены для личного контакта, очной коммуникации со специалистами и единомышленниками. Их цель– мотивация, коммуникация, социализация, профориентация, образовательный досуг и персонализированная помощь в обучении, образовании и смежных видах деятельности.

Принцип встроенной автоматизации.

Все информационные системы должны содержать в себе средства сбора данных, чтобы исключить ручной ввод для формирования отчетов. Бюрократические фантазии должны быть ограничены заданиями для разработчиков программного обеспечения без права нагружать ручными операциями педагогов и административный состав образовательной организации.

Санитарные правила– продукт массовых страхов и недостаточной информированности. Их и без моих призывов со временем исправят или будут игнорировать, ибо глупо плевать против ветра.

PS 23.05.2022. Цифровой пульс школы– развитие образовательных стратегий на основе цифровых технологий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий