Бесперспективность мирных переговоров породила наивную фантазию. Мечтать не вредно.
Здесь есть довольно едкие для российской стороны тезисы, но они позволяют обойтись без гарантий внешних стран. Для украинской стороны тезисы выглядят в моменте заключения проигрышными, но вся логика договора содержит идею мягкой соревновательности вокруг сравнительно бесспорных основ. Если идеологическая основа украинского общества сильнее, договор дает шанс это доказать и проявить. Если эта претензия ошибочна, есть возможность без морального ущерба пойти по более сильной стратегии.
Победа в борьбе с фашизмом во 2-й мировой войне и память о советских воинах-освободителях священна для обеих сторон.
Символика Рейха допустима исключительно в целях исторического просвещения. Любые символы и ритуалы, имеющие обоснованные ассоциации с фашизмом, в бытовом применении запрещены. Любая незапятнанная фашизмом символика допустима и защищена законом от преследования, остракизма и разжигания розни. Спорные случаи, вызывающие общественное неприятие, решаются в судебном порядке.
Лица, которые сочтут себя преследуемыми по политическим или культурным мотивам, вправе обратиться к защите смежной стороны. В случае поддержки, если недостаточно присутствия на суде защитника смежной стороны, эти лица для дальнейшего рассмотрения их дела имеют право на рассмотрение в смежной юрисдикции с участием в обвинении той же стороны. Обе стороны гарантируют соблюдение согласованных законов о терроризме и разжигании розни.
Стороны обеспечивают между собой полную информационную прозрачность в общественной сфере, отказываются от информационной цензуры и фильтрации в поисковых системах. Любые исторические, политические, культурные разногласия, кроме поддержки фашизма и его символики, не могут ограничиваться и преследоваться, а агрессивные формы ведения дискуссии, если могут быть квалифицированы как порождающие рознь, должны пресекаться законными мерами.
Обе стороны декларируют 3 государственных языка на своих территориях: русский, украинский, местный (утвержденный локальным большинством административной территории). Школы работают на любом из 3-х с обязательным изучением базового (на территориях России русский, Украины– украинский). Документооборот ведется на базовом языке с правом гражданина получать версию выдаваемого документа на любом государственном с одинаковой нормативной силой. В связи с цифровизацией документооборота, все государственные информационные системы должны поддерживать автоматически многоязычие интерфейсов и документов.
Военные способы решения конфликтов между странами исключаются. С момента вступления договора в силу призывы и реальные инициативы любой формы военного вмешательства в юрисдикцию смежной стороны считаются военным преступлением, не ограниченным статусом неприкосновенности по любым основаниям. Отказавшиеся подчиняться приказам о военном вмешательстве в юрисдикцию смежной стороны не могут считаться нарушителями регламентов подчиненности.
Стороны исключают присутствие на своей территории без согласования со смежной стороной любых вооруженных сил, вооружений и военных миссий третьих стран ближе согласованного расстояния от границы. Военным присутствием третьих стран считается также предоставление им информации, которая может быть использована для военного противостояния со смежной стороной, в том числе использование оборудования военного или двойного назначения этих стран.
Войска могут концентрироваться на границе смежной стороны только в случае внешних угроз третьей силы с направления смежной стороны. При наличии согласия, военные силы смежной стороны могут перемещаться по территории для защиты от внешнего вмешательства третьих сил.
Устанавливается гибкая демаркация границ на основании всеукраинского референдума с участием всех смежных областей России. Участвуют только проживающие на указанных территориях. Голосуется желание жить по украинским или по российским правилам (полагая самопровозглашенные территории Донбасса с российскими правилами). Это не политические границы, а политическое размежевание, которое не было полноценно произведено в 1991 году при разделе Советского Союза.
Большинством голосов территория населенного пункта и его административной зоны относится либо к территориям под украинской юрисдикцией, либо под российской (с последующим уточнением взаимоотношений). Стороны содействуют взаимному перемещению лиц, которые после раздела захотят переехать на смежные территории. В дальнейшем все смежные административные территории вправе неограниченно снова голосовать и изменять свою юрисдикцию по согласованной сторонами процедуре.
Эти нормы должны быть отражены в законодательстве обеих стран, принимаются на референдуме и не могут быть изменены без проведения референдума.