23 февр. 2021 г.

Переосмысляя конференции

Попытка резюмировать проблемы конференций по итогам коллективного обсуждения с группой друзей-коллег. Проблема в накопившейся неудовлеворенности, возникшей и развившейся еще до карантина и усугубившейся в процессе участия в дистанционных форматах.

Целью обсуждения было переоткрыть сущность конференций — что в них полезно, что теряет актуальность, что может быть достигнуто иначе и более продуктивно. Поэтому сначала мы попытались вычленить все полезное из них, а потом препарировать пользу в современных условиях.

Я благодарен за продуктивные соображения Павла Максименко, Илью Голенопольского, Дениса Быструева, с кем мы на этой теме продуктивно потестировали новомодный сервис голосового общения «клубный хаос».

Один из ключевых выводов, позволяющих изначально задать ценностный вектор изложению:

  • затраченное время является валютой конференции
  • эмоциональное удовлетворение от коммуникации является пользой конференции

Соотношение времени и удовлетворения определяет отношение к событию.

Эти ценности рассматриваются для участников. Организаторы могут ориентироваться на иные ценности — например, приобретенные статусные показатели для формальных бюрократических процедур. Может быть и чисто материальный интерес от рекламы. Существуют и платные конференции, на которых организаторы монетизируют контакт с достойными внимания лекторами. Некоторых участников тоже могут интересовать для бюрократических процедур формальные артефакты участия типа сертификата участников. Но эти ценности не являются предметом данного рассуждения как недостаточно значимые и достойные анализа. Хотя их можно иметь в виду тоже.

Вводные рассуждения

Конференция — слово многозначное, но в разных его оттенках это концентрация разных представителей единого интереса. Здесь обсуждается конференция как событие сбора для обсуждения происходящей деятельности, ее проблем и успехов.

Во времена жесткого дефицита информации и крайне низких скоростей ее перемещения конференция была самым эффективным способом оперативно и продуктивно обсудить продвижение всех участников. Редкие коллективные встречи были несопоставимо информативнее и эмоционально насыщеннее, чем личные медленные переписки. Спасало размеренное течение жизни того времени и «узок круг борцов» — не так много адресатов. Эти же факторы позволяли при коллективной встрече на конференции неторопливо и внимательно обсуждать все интересующие темы.

В наше время — время изобилия информации при световой скрости ее распространения — всеобщий сбор редко несет в себе что-то новое, а необходимость выслушать за ограниченное время неограниченное количество желающих выступить приводит к двухуровневому самореферированию:

  • выступление очень сжато передает контекст деятельности,
  • анонс выступления супер сжато передает призыв послушать сжатое изложение.

Если обе производные сжатия вызовут у слушателя интерес, есть шанс на кулуарные уточнения и договоренности о полноценной передаче информации уже в парном формате. Жесткие рамки программы становятся препятствиями даже для кулуарных переговоров. Стало нормой при встрече с приятными знакомыми вместо прослушивания выступлений общаться в кулуарах, что делает такие посещения совсем странными.

Другими словами, логика диаметрально поменялась: раньше встречались для более эффективного обсуждения — сейчас встречаются, чтобы заинтересовать в парной встрече. Логика конференции сместилась в саморекламу, маркетинг. Редкие концентрированные по содержанию встречи и коллективные увлеченные обсуждения, дискуссии сменились регулярной чередой однотипных встреч под разными флагами с крайне редкими вкраплениями чего-то нового и полезного.

Полезно классифицировать участников:

  1. Организаторы
  2. Выступающие
    • «зубры», задающие уровень
    • «причастные», на удержание status quo
    • «пробивающиеся»
  3. Слушатели
    • «самоутверждающиеся»
    • «просвещающиеся»
    • «обозначающиеся»

Для целей конференции эта градация выглядит сомнительно — уже самим фактом существования. Строго говоря, из числа слушателей только «самоутвеждающиеся» достойны быть участниками содержательных обсуждений. Грань между ними и выступающими временна и ситуативна. Если «организаторы» и «зубры» — разные люди, это тоже ненормально. А у нас такое бывает.

Стоит отметить закрепившуюся практику совмещения конференций с выставками по обсуждаемой тематике. Это подкрепляет мысль о том, что конференции начали носить не проблемный, а маркетинговый характер. Одни продвигают свой товар на целевой рынок, другие в единой точке сбора заинтересованных игроков без отрыва от благопристойного участия в тематической конференции проводят маркетинговое исследование рынка.

Тем, кто продвигает непростой товар, требующий комментариев, объяснения непростых и неоднозначных достоинств, формат выступлений крайне полезен, ибо участники вынуждены слушать, согласно программе. Только, можно ли этот маркетинг называть конференцией? Не является ли это профанацией конференций?

Кроме того, многие производители отмечают крайне низкую отдачу от участия в конференциях. Но тут проблема, скорее всего, не в форматах встреч, а в форматах предельно низкой финансовой самостоятельности участников, отсутствия бюджета на желаемые закупки и присутствия директивных указаний вышестоящих органов, что нужно использовать. В этих условиях даже маркетинг в основе современных конференций становится неинтересным.

Другими словами, нужно вымывать из современных конференций маркетинговый дух и возвращать смыслы, интерес к обсуждениям содержания. Конечно, если мы хотим вернуть интерес к ним, а не отрабатывать статусные формальности или маркетинговые заработки.

Участники должны быть заинтересованы и подготовлены, право на участие надо заслужить. Просветиться можно путем просмотра записей и любых иных форм информационного следа, благо в цифровую эпоху это совсем не проблема. Можно считать это маниловщиной, но в основе всего текста лежит этот вектор мышления.

Что кажется ценным в очных конференциях

Результат коллективного вычленения пользы очных конференций для заинтересованного участника получился таким:

  • срез состояния активности в интересующей деятельности
  • реестр ключевых акторов интересующей деятельости
  • новые активности и/или новые виды деятельности в интересующей сфере
  • продвижение своей позиции
  • публичная дискуссия за/против некоторых активностей, подходов, проявлений
  • публичное обсуждение своих/чужих идей, методов, позиций

Прослеживается два направления анализа: для активного и для пассивного проявления. Оба опираются на авторитет и профессионализм оргкомитета

  • При пассивном подходе, участник может доверять качеству подбора спикеров и материалов, ибо ожидания участника гарантируются профессионализмом организаторов.
  • При активном подходе, участник может доверять составу оппонентов для своих соображений, с которыми ему будет полезно и достойно обсудить свои идеи.

Следует признать, что интересных дискуссий на конференциях мы практически не видим. Максимум, чуть разные углы зрения. Открытые и жесткие по противопоставлению позции либо избегают открытых столкновений, либо носители противоположных мнений предпочитают не выносить на публику свои разногласия.

Помимо просто формализуемых и объективных факторов, полезно отметить субъективный — это простой способ переключить свое внимание с текущих задач на чужие: в масштабе дней конференции, а не регулярно понемногу. Т.е. субъективно проще вычеркнуть из рабочего графика заранее обозначенные дни конференции, чем регулярно выделять время на чужие материалы.

Если продолжить логику субъективного удовлетворения от участия в конференциях, можно отметить концентрированную тематическую коммуникацию: возможность большого количества полезных встреч в рамках довольно ограниченного времени. Частично эти встречи заготовлены заранее на основе опубликованной программы, частично произвольны с другими членами сообщества, необозначенными в программе.

Таким образом, можно резюмировать, что главное достоинство современных конференций «в кулуарах» — в произвольных и спонтанных коммуникациях. И главный позитивный осадок от участия в них от плотности полезных и/или приятных коммуникаций в кулуарах.

Конференции превратились в благопристойный маркетинг низкой эффективности, перестали быть событием, к ним относятся утилитарно, в том числе, без необходимости заслужить право участия в них. Неудивительно, что и ценность конференций упала в глазах потенциальных участников.

Дистанционные конференции

Вынужденный карантин и запланированные в планах научной деятельности конференции привели к удивительной ситуации:

  • с одной стороны, прямой перенос очной формы проведения уроков учителями подвергся жесткой критике многочисленными экспертами как методическая близорукость, а учителям публично и многократно транслировалась необходимость радикального пересмотра методики коммуникаций в дистанционном формате;
  • с другой стороны, те же самые эксперты точно так же слепо перенесли в дистанционный формат практику очных конференций

То же самое можно сказать и о научных семинарах, и всех прочих формах работы.

Неудивительно, что дистанционные конференции многими сейчас просто игнорируются, поскольку самое ценное из них, как мы уже обозначили, — кулуарное общение — из них исчезло.

Что осталось? Формальные статусы и, что было редкостью ранее, — записи выступлений. Правда, они идут длинной цепочкой со всеми паузами, включая технические сбои, поэтому с ними неудобно работать, ибо на обработку нет ресурсов. Но можно!

Если же говорить о маркетинге, то в таком «зеркальном» дистанционном формате он совсем теряется.

Некоторые защитники традиций приводят доводы о важности ситуативной реакции во время доклада и/или сразу после. Эмоциональные реакции у всех разные, но мне так организованные обсуждения кажутся вымученными.

Куда бежать и что делать

В условиях избытка информации, высокой скорости ее порождения и распространения наиболее адекватным решением является распределение форм работы по наиболее удобным форматам. При этом надо переосмыслить цели и смыслы того, что кому надо. В том числе, понятийно. Это позволит каждому формировать свое отношение к разным форматам и видам работы, взаимодействия, коммуникации.

Особенно диким видится необходимость одновременно заставлять всех сидеть и слушать синхронно выступление, которое могло бы быть записано и выложено заранее (офлайн) и просмотрено каждым в удобное для него время (офлайн). Это должно быть нормой для односторонней коммуникации.

Главное внимание должно быть уделено форматам встречных коммуникаций — диалогам и полилогам. Ради них возникли конференции. Ради них на выставках и конференциях работают маркетологи.

Но это разные коммуникации и их участники должны сознавать, в какой они участвуют. Конечно, если мы не считаем допустимым развивать манипуляции — чтобы человек полагал коммуникацию совсем не такой, как ее выстраивают его партнеры.

Предложения

Первое уже прозвучало — все односторонние форматы должны быть в удобном цифровом виде представлены в сети. Форматов много. Нужна цифровая грамотность для знания достоинств и недостатков разных цифровых форматов, способности готовить свой материал в них, способности удобно и безопасно выкладывать его в удобное для партнеров место.

Для популяризации мнения известных людей особых проблем нет — они обычно уже «слышимы» в сети. Сложность в продвижении новых лиц. Именно поэтому важны уважаемые модерируемые площадки для размещения новых материалов. Это предельно близко логике работы научных журналов.

Но это и не журналы, потому что журналы унаследовали эпистолярный формат материалов, а сегодня они могут быть представлены в самых разных форматах. Кроме того, многие журналы активно участвуют в наукометрических играх, что повышает барьер участия в них даже эпистолярных материалов (надеюсь, читатель простит мне вольность употребления «эпистолярности»).

Можно было бы считать гибкость формата дистанционных конференций подходящей для этого — но конференции сегодня выстроены событийно, а не бессрочно. Может, зря? Кроме того, каждая заметная организация считает своим долгом проводить свои конференции, хотя и участники, и темы, и доклады на них практически не отличаются друг от друга.

Если представить себе постоянно действующую площадку, на которой под приглядом авторитетных специалистов в логике конференций можно в любое время выложить материал и получить на нем обратную связь, мы получаем зону регулярной творческой работы по соответствующей тематике. Мы получаем адекватную аудиторию специалистов и номенклатуру интересующих ее проблем, лидеров мнений, конфликтов развиваемых ими моделей.

Тем самым, мы получаем базу для интересной профессиональной коммуникации, которая по мере созревания может быть вынесена в очный формат. Причем не по заранее назначенной дате, а тогда, когда она назрела в совместной офлайн работе. И не по умозрительной тематике, пусть даже порожденной авторитетами, а по реально созревшей в работе!

И тогда есть шанс вернуть адреналин в очные обсуждения. Будет ли называться конференцией только очная часть коммуникации, а дистанционная как-то иначе. Или все вместе станет новой конференцией, разделенной на офлайн, онлайн и очные дискуссии. Это не так важно, хотя тоже можно обсудить.

Гораздо важнее, чтобы эта площадка была межведомственная, связанная тематикой, а не научными/ведомственными амбициями. Это уже проблема.

Поскольку здесь только содержательная тематика, на той же площадке может быть что-то типа тематического маркетплейса для адресного маркетинга. Он мог бы быть инструментом компенсации затрат или даже заработка лидеров содержательной деятельности.

Кроме конфликта ведомств и сложностей наукометрии, платформа должна гибко откликаться на новые цифровые форматы. В этих условиях может быть полезен на том же или аналогичном маркетплейсе подбор материалов для обучения работе с цифровыми форматами.

В числе известных форматов можно упомянуть гипертекстовые статьи, ролики, звук, электронные презентации (лучше универсальный pdf, чем популярный проприетарный PowerPoint или менее популярный Keynote, хотя есть еще Prezi и другие), mindmap (смысловые/структурные схемы)... Наверняка что-то забыл упомянуть, но еще более вероятно, скоро появятся новые. Им всем должно быть место на такой платформе.

В качестве расширения коллекции возможных форматов для цифровых материалов, было бы странно в собственном блоге не упомянуть придуманный мною самим формат конкаст/concast, который является жанровым ответвлением технологии подкастов: обычно подкасты похожи на офлайн-радио, а я предлагаю использовать широкие возможности звуковых файлов для компактной записи докладов/лекций.

Итого

Нужна платформа, модерируемая межведомственной командой авторитетов, где могут быть размещены в самых разных цифровых форматах умные идеи по заявленной тематике в логике, по которой обычно подбирают материал для конференций.

На этой платформе должны быть удобные инструменты для офлайн обсуждений представленных идей.

На этой платформе должны быть инструменты формирования экспертного рейтинга и проблемных зон.

По мере появления проблемных зон и лидеров мнений ситуативно формируются команды для очной коммуникации, участие в которой нужно заслужить участием в обсуждениях. Запись очных мероприятий гарантировано публикуется и тоже обсуждается пролонгировано офлайн в логике той же платформы.

На платформе есть зоны для маркетинга и для обучения новым цифровым стандартам.

Вот, примерно так вырисовывается в итоге после серии размышлений:.

Комментариев нет:

Отправить комментарий