14 сент. 2022 г.

Подкаст-конференция

Развивая логику альтернативных форматов «конференций» и опираясь на существующие в сети сервисы, описываю возможный формат с опорой на podster.fm. Данная публикация отличается от предыдущих конкретным сервисом, который можно сразу использовать.

Один абзац про этот сервис. Сервис уже год бесплатен для подкастеров, сейчас находится в стадии переработки сайта, предлагаемых пользователям сервисов, поэтому полезен для новых подходов. К новому году ожидается и обновление плейера– он изначально разрабатывается полноэкранным с поддержкой расширения звуковых файлов ID3v.2.4. Та самая столь долгожданная для меня возможность как инициатора конкастов– звуковых файлов со слайдами. Но уже сегодня в описании к подкасту можно указывать метки времени, по которым можно быстро переключиться на новый по смыслу фрагмент звукового файла– на манер таймкодов YouTube.

Конференция– это многоплановое событие для тех, кого интересует общее поле деятельности. Это и место встречи, и место знакомств, и место самопредъявления, и место обсуждения...

Все здорово, но есть и масса недостатков:

  • как правило, приходится вырывать себя из текущей деятельности на заметное время
  • не всегда удается встретиться с нужными людьми, услышать что-то новое и полезное
  • много однотипных конференций, сложно заранее определить, какая из них достойна участия
  • много участников и мало времени на доклад, часто нет времени на обсуждение

Все эти недостатки усиливаются, если событие проходит в сети, онлайн. Если конференция гибридная, может оказаться, что нужный человек не пришел в физическое пространство, а я зря потерял время ради встречи с ним.

Но сетевые недостатки при готовности менять подходы могут проявить свои достоинства. Главное совершить усилия по слому стереотипов и актуализировать их. Именно это я и предлагаю.

Стержень конференции– обсуждения сообщений/докладов участников. Если мы в сети, нет необходимости одновременно их слушать и нет необходимости жестко их ограничивать, выдерживая график по времени. Можно собрать цифровые форматы сообщений, выложить их в общее сетевое пространство конференции по мере готовности и обсуждать в стиле соцсетей, когда у кого есть время и желание.

Проблемы:

  • активность просмотров и обсуждений
  • форматы материалов
  • формальности для учета в отчеты (не рассматриваю)

Поддержание активности обсуждения– это новая тема для модных нонче event-manager. Некоторые идеи я опубликовал недавно, описывая предполагаемую платформу для тех же целей. Сейчас об этом не буду. Понравится идея– дерзайте сами.

Формат подкаста

Я предлагаю формат на базе давно отлаженного сервиса подкастов. Чем это удобно для офлайн-обсуждения*? Звуковой файл компактен, их много помещается на мобильное устройство, его можно слушать в дороге или в любом месте, когда есть время, его легко прокручивать, если неинтересно слушать подряд, или прослушивать в ускоренном формате.

А как же презентация? Презентации можно собирать в отдельную сетевую папку в универсальном формате pdf, а на сайте конференции давать ссылку на них. Для получения представления о докладе часто достаточно пролистать презентацию. Кому-то проще бегло прослушать доклад без презентации на ходу. И только когда стало ясно, что сообщение интересно, можно сосредоточиться и собрать презентацию и звук вместе. В этом и есть одно из преимуществ цифрового формата и офлайн-режима.

Кто незнаком с подкастами, это сервис хранения звуковых файлов с квадратной картинкой-обложкой и коротким описанием. Аллюзия виниловой пластинки: квадратный конверт, короткое описание, шуршащий звук. Те, кто подписан на подкаст, получают автоматически все новые записи и могут их в одном месте прослушивать произвольное количество раз. Можно слушать из сети, а можно, если уезжаю в удаленную деревню, загрузить их на устройство.

Таким образом, чтобы участники могли прослушивать, достаточно загружать записи на сервис.

Что нужно сделать?

Участнику достаточно загрузить приложение и подписаться на тот подкаст, в котором будут публиковать доклады.

Для публикации докладов есть два варианта:

  1. Докладчики присылают доклады в оргкомитет конференции, а ответственный сотрудник выкладывает их по мере готовности. Разные конференции можно различать разными «сезонами».
  2. Докладчики сами регистрируются на сервисе как подкастеры и выкладывают свои доклады. Потом они присылают ссылки на доклад в оргкомитет, а ответственный сотрудник включает опубликованный доклад в плейлист конференции.

Первый вариант больше похож на традиционные публикации в журналах. Второй вариант позволяет докладчику быть более независимым, а один и тот же доклад включать в разные плейлисты разных активностей.

Сложно ли готовить подкаст?

  1. Звук можно записать на любое современное мобильное устройство и выложить в формате mp3 или m4a. Надо найти место без лишних громких звуков. В этом месте желательны диван, ковер или тяжелые шторы, но не обязательно.
  2. Подобрать квадратную картинку или обрезать удачную в любом графическом редакторе
  3. Составить короткий текст про самое важное и отличительное в докладе. Можно вставить в него ссылку на текст или видео, на любой другой цифровой формат, который может быть полезен заинтересовавшимся.

Все! Этот комплект надо выложить как эпизод своего подкаста или отправить в оргкомитет, чтобы это сделали они. Еще не забыть про презентацию для просмотра. Любая программа электронных презентаций умеет сохранять в pdf (в частности PowerPoint, Keynote).

Как ни странно, некоторым может оказаться сложно подобрать квадратную картинку. Если публиковать через оргкомитет, можно заранее подготовить несколько квадратных картинок– по каждой теме конференции. Тогда картинка будет не к каждому докладу, а как признак темы для всех докладов. Это чуть менее индивидуально, но зато как наглядная разметка докладов по темам.

Мне кажется, подкаст-конференция очень удачный формат для постоянно действующих объединений клубного типа, где постоянно происходит что-то новое у разных участников, поэтому разовые встречи типа классических конференций не могут концентрировать всю активность. На очных встречах надо обниматься и жарко обсуждать то, что формируется в постоянном общении. Подкаст-конференция– это формат постоянного общения. Но не вместо соцсетей, где уместны мелкие реплики, а как объемные мысли, требующие от слушателя некоторого сосредоточения, но заметно меньшего, чем целый день конференции.


* Понятие «офлайн» подразумевается в классическом смысле– безотносительно подключения к сети, «когда кому удобно».

Комментариев нет: