Боюсь, не все сознают, что интеграция цифровых данных 35 медицинских организаций Москвы в электронный журнал МЭШ– это не просто удобная цифровая возможность избавиться от бумажных справок о болезни, а новая стадия цифровизации.
Журнал—это порождение бумажных технологий. Он родился в неудобствах работы ручкой по бумаге. Это шедевр бумажных технологий. Когда делались первые электронные журналы, психологически важно было их делать похожими на бумажный. Я сам писал это требование в методических рекомендациях, которые вышли в 2012 году.
Теперь важно осознать, что этап привыкания прошёл, больше похожесть на бумажный не нужна! Стык с внешней информационной системой— полезный и важный— означает, что пора менять концепцию электронного журнала.
Сущность «урок» как учётная единица присутствия учителя и ученика в конкретное время в конкретном месте по конкретной тематике— это один объект учета, административный.
Сущность «учебная задача» как элемент методической логистики, которая может быть групповая или индивидуальная, в рамках урока или вне него—это совсем другой объект учета, методический и скорее индивидуальный в условиях цифровой трансформации. Причём, с учетом гибридности образовательного процесса в совокупности из разных источников. То есть нужна возможность ученику совместить данные из разных электронных журналов в свой единый дневник— он то свой, уникальный.
Смею утверждать, что редкие электронные журналы в своей основе разводят эти сущности, ибо делались с бумажным журналом в голове. Могу поностальгировать про наш журнал РУЖЭЛЬ, который изначально так был спроектирован, но важнее призвать устоявших на рынке вендоров или, что важнее, их заказчиков, начать перестраивать структуру данных электронных журналов под новые реалии.
Спасибо Москве за прекрасный пример и повод задуматься о трансформации электронных журналов. Казалось бы, удачный момент обсудить новые задачи информационных систем для образования, но, похоже, это уже никому не надо.
Учитывая, что «Моя школа» берет за основу МЭШ, близится момент истины. Впрочем, уже наступил— вывод из великого закона Мерфи. С подписанием соглашения с МЭШ стало вырисовываться, что за такая «Моя школа». Похоже, никто ее в полном объеме писать не будет– это упаковка для тех, кого допустят. Вовсе не открытая платформа на открытых протоколах— за такие идеи легко в кутузку загреметь.
Конкуренция за чиновников (точнее, за госбюджет) не любит экосистем. Иллюстрация подходов— ограниченный допуск к телу школы списков ЭОР. Великие возможности гибкости и экосистемности на основе цифровых технологий тонут под возможностями цифрового надзора и контроля.
Позыв мой был в логике гибкости и экосистем. Дескать, нужно тоньше переописать образовательные сущности, стандартизовать их описания, чтобы все писатели софта могли взять их за основу и легко взаимодействовать друг с другом. И тут же возник вопрос— ЗАЧЕМ? Кому и зачем это нужно, если рынок схлопывается в одну систему, которая сама, конечно, ничего не может, но будет втягивать в себя тех, кто устроит ключевых персон регулятора. Без открытых протоколов это делать спокойнее и тише.
Моя буйная деятельность 2000-х по продвижению открытых протоколов к ЦОС, стандартам описания образовательных сущностей для возможности легко и гибко скрещивать разные информационные системы потерпела полное фиаско на текущем этапе. Методические рекомендации к электронным журналам устарели, не дав свежих побегов в стиле экосистем. Всех достижений— несколько сверхмотивированных школ на некоторое время отбились от катка муниципальных и даже региональных электронных журналов. Слабое утешение. Одна надежда— на новом витке следующих десятилетий, «на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий