29 мая 2013 г.

Нормативно-техническая оптимизация проблем ИТ

(Краткое изложение альтернативной региональной модели ведения ЭЖ)

Внедрение ИТ в образование за 28 лет прошло стадии скепсиса, уклонения и насилия, но так и не вышло на уровень естественного использования, означающего невозможность возврата к прошлому опыту без ИТ, как это случилось в бухгалтерии.


Наиболее наглядно фазу развития ИТ в сфере образования можно проанализировать на примере модели SAMR: подмена и расширенное использование без смены логики деятельности практически во всех аспектах прошло, некоторая модификация у наиболее продвинутых встречается, а фаза переосмысления, приводящая к изменению логики работы, все еще на горизонте, по крайней мере, в сфере управления образованием.

Хочу предложить угол зрения на ведение делопроизводства, который, опираясь на существующие возможности, оптимизирует решение традиционных и новых задач именно за счет применения ИТ. Для этого необходимо переосмыслить в новых условиях ряд традиционных процедур делопроизводства, на основании современных задач и нормативных документов переделать старые, входящие в противоречие с жизнью.

Опорными точками для моего предложения являются внедряемые порталы государственных услуг, законы об образовании и о персональных данных, традиционные задачи ведения учета и иного документооборота в образовании на уровне образовательной организации и в органах управления разных уровней.

Прежде всего, хочу обратить внимание на косность всех уровней образования в вопросах документооборота. В плоть и кровь администраторов вошли навыки ведения учета советских времен, включая ряд мифов, отсутствующих в нормативных документах даже советского периода, но внедренных на практике под давлением контролирующих органов. Наиболее ярко это проявилось при внедрении электронных классных журналов и дневников (ЭЖ): несмотря на все разъяснения, отказ от ведения бумажных журналов происходит крайне медленно. Для этого есть некоторые объективные причины, связанные с неуклюжим административным управлением, но корни заметно глубже. В результате, внедрение ЭЖ, вместо упрощения работы, приводит к повышению трудозатрат и, зачастую, даже к нарушениям законодательства об образовании и персональных данных.

  1. Одной из ловушек является предусмотренная законом об образовании необходимость вести в муниципальных органах управления учет детей, подлежащих обучению. Традиционно для учета детей из числа обучающихся в образовательных организациях списки брали оттуда. Однако это противоречит принципам организации защиты персональных данных, предусмотренных законом о персональных данных. Обходят эту проблему, собирая согласия с родителей. Но и это противоречит принципам закона, т.к. передача данных может совершаться только в интересах субъекта данных, которого нет в упомянутой передаче. Кроме того, не было бы необходимости собирать согласия вовсе, если бы не было передачи данных из школ/садов внешним структурам и обработка осуществлялась исключительно в рамках предусмотренных законом функций.

    Стоит в этой ситуации задать неожиданно простой вопрос: зачем школам/садам персональные данные детей?

    Ведь, школам/садам достаточно просто знать "своего" ребенка и его родителей - их имена, адреса и явки нужны только в рамках информационного обмена. При таком подходе появилась бы перспектива вовсе избавить образовательные организации от непрофильных обязанностей оператора персональных данных!

    Традиционная пирамида сбора данных связана с бумажной технологией обработки. В условиях электронного обмена наоборот: проще регистрировать персональные данные в центральной структуре сразу, а с образовательной организацией общаться в явочном порядке вплоть до вымышленных имен - лишь бы в центральной базе данных была возможность выхода на реальные персональные данные, когда и если в этом появится необходимость.

    Достаточно предположить такую возможность, как сразу упрощаются задачи и соблюдения закона о персональных данных и повышения эффективности портала госуслуг. Для развития сюжета в этом направлении появляется еще одна задача для портала, не предусмотренная пока в списке первоочередных услуг, но которая реализуется легко и делает гораздо более осмысленным портал для родителей: автоматизация выдачи в электронном виде стандартных документов/справок об обучении, подкрепленных цифровой подписью портала госуслуг без отвлечения сотрудников, причем, в любое время дня и ночи.

    (Подробно предложение изложено в статье М. Э. Кушнир. «Школа — не оператор персональных данных» // «Персональные данные», #8(61) август 2013, Информационно-аналитический журнал для операторов персональных данных)

  2. Менее глобальным, но более трудоемким на этапе подготовки является конструктивный ответ на вопрос: а не избыточен ли традиционный документооборот, сохранившийся с советских времен?

    Для ответа на этот вопрос нужно провести ревизию нормативных документов, определяющих список документов, обязательных к ведению. Со всей очевидностью, целенаправленный взгляд на этот вопрос неизбежно выявит избыточность как самих документов, так и требований по их ведению. Как минимум, абсолютно бессмысленно 25-летнее хранение сводной ведомости отметок класса после 5-летнего хранения журнала. Эти отметки даже при 5-летнем хранении вряд ли понадобятся, т.к. по действующему законодательству и система оценивания, и само ведение учета находятся в компетенции образовательной организации и ни на что вне ее не влияют. Повлиять могут только результаты итоговой государственной аттестации, которые учитываются независимо от журнала и их хранение регулируется отдельными нормативными актами.

    Более того, при опоре на новый перечень типовых архивных документов, введенный в 2010 году приказом Минкультуры от 25 августа 2010 г. N 558 вместо старого перечня, отменного приказом Росархив от 26 августа 2010 г. N 63, появляется возможность стимулировать образовательные организации на полный перевод учета в электронный вид. Стимул заключается в возможности не вести работы по обработке и хранению ряда документов, если они не ведутся в бумажном виде. Для этого достаточно внимательно пересмотреть старые нормативные документы и подготовить вместо них новые.






  3. Самым простым из предлагаемых выше мер является пересмотр типового регламента оказания государственных услуг в сфере образования, подготовленного ВШЭ и МЭР, на основании которого выполняются все региональные регламенты. Мелкая и несущественная для неспециалиста в сфере образования мелочь, кажущаяся ИТ-специалисту очевидной, приводит к существенным и неоправданным издержкам в реализации. Я имею в виду размещение информации об успеваемости и посещаемости ученика в типовом виде непосредственно в личном кабинете родителя на портале госуслуг.
    • Во-первых, типизация формы ограничивает образовательные организации в праве использования любой системы оценивания, т.к. даже самые гибкие из существующих на рынке ЭЖ продуктов не гарантируют отражения всех возможных вариантов.
    • Во-вторых, ведение учета успеваемости и посещаемости находится по закону в компетенции образовательной организации. Принуждение ее к передаче отметок в централизованные системы хранения входит в противоречие с законом об образовании.
    • В-третьих, при отсутствии заказа на оказание госууслуг родители вправе предъявить образовательной организации претензии за передачу их персональных данных.
    • В-четвертых, ответственной за оказание услуги является образовательная организация, поэтому необходимо обеспечить технические условия по передаче данных из нее в централизованное хранилище, хотя любой из существующих на рынке ЭЖ может в полном объеме сам выполнить все предусмотренные в законе услуги.
    В ряде случаев, получается анекдотичная ситуация, когда заявка на оказание госуслуги должна подаваться родителями лично, а просмотр ее результатов на портале не имеет для них содержательного смысла.

    Наиболее правильным вариантом является обеспечение возможности подать заявку в электронном виде на портале, а оказание услуги осуществлять непосредственно тем ЭЖ, который используется в образовательной организации. Ответом на заявку в предлагаемом мною варианте является появление в личном кабинете всех данных, необходимых и достаточных для получения самой услуги: адрес ЭЖ, данные для авторизации и получения информации. Они могут появляться как автоматически, так и в ручном режиме в результате реакции на заявку ответственных лиц образовательной организации. Это кардинально упрощает интеграцию любых ЭЖ с порталом госуслуг и обеспечивает полное соблюдение законов и прав всех участников информационного обмена.

    В этом варианте услуга информирования об успеваемости и посещаемости становится органичным дополнением услуги записи в образовательную организацию, т.к. привязка родителя, ученика и образовательной организации производится именно в ней - остается только поставить "галку" заказа услуги информирования.






  4. Для эффективного развития ИТ, когда стоимость пользовательского оборудования становится доступной для все большего числа граждан, перспективным организационно-техническим решением является применение модели "принеси свое устройство" (BYOD).


    Для этого необходимо предусмотреть в нормативной базе возможность постепенного погашения стоимости устройства пользователем (преподавателем и, возможно. учеником) вместо поставки в образовательную организацию техники. Это существенно упрощает процесс: и отмена тендеров (каждый сам приобретает, что считает нужным), и исключение трудозатратных процедур инвентаризации, и снижение потребности в обслуживании клиентского оборудования (каждый сам обслуживает свое устройство). Поставка техники остается только в рамках обеспечения инфраструктуры: сетевые ресурсы.






  5. Важным аспектом осознанного внедрения ИТ в жизнь образовательных организаций является повышение ИТ-кругозора руководителей образования.


    Сегодня незнание ИТ считается зазорным (моветон), но уровень понимания (или, точнее, непонимания) принципов работы ИТ руководителями образования приводит к неэффективному использованию выделяемых на их развитие средств и формированию «прикормленных» консультантов и/или поставщиков услуг. Привлечение ИТ-специалистов в ИТ-департаментах часто приводит к навязыванию образованию надуманных ИТ-решений.

    Опасным считаю увлечение универсальными интегрированными продуктами, тормозящими конкуренцию и развитие ИТ-инструментов.


    В том числе, опасно массовое увлечение "облачными" сервисами в ущерб локальным, особенно в условиях крайне низких пропускных возможностей каналов связи. Даже в развитых странах с превышающими наши каналы на 2 порядка скоростями не отказываются полностью от использования локальных серверов.

    Для максимально эффективного использования средств на развитие ИТ необходимо каждой образовательной организации выделить ее долю финансирования, предусмотреть процедуры ИТ-консультирования и интеграции решений разных школ по их инициативе. Должны быть институциализированны регулярные обсуждения различных решений в сфере ИТ, чтобы избежать лоббирования интересов отдельных продавцов или производителей.







Комментариев нет: