Критические замечания в высоконаучном ключе хорошо укусили докладчика, но я так и не понял главного в проекте– зачем? Зачем нам нужно в эти пресловутые TOP100? Ну, предположим, мы уже там– и что? Ракеты перестали падать? Себестоимость запусков упала ниже SpaceX? Все тот же вопрос: что первично, индекс Хирша или космос, дома, дороги, транспорт, собственное ИТ? Поставьте цели системе образования, каждому вузу. Не можете? Тогда определите, кто должен быть заказчиком для конкретного вуза или даже курса. Он точно поставит цели, критерии определит. Я почему-то думаю, что Хирш настоящего заказчика никак не возбудит. Он ради Хирша даже думать об этом не станет.
Сдается мне, что все эти экзерсисы с топами-потопами от отсутствия цели: надо же что-то целевое придумать– вот вам идиотский KPI с ТОПом. От одного слова KPI наши менеджеры расслабляются и получают удовольствие. При всем высоконаукобразном звучании, я не помню, когда за ним видел что-то оправданное, хотя каждый раз честно напрягаюсь и стараюсь найти смысл. Отсутствие смысла является лучшим доказательством закона Кэмпбелла, который нужно заставлять выучивать всех юных менеджеров до освоения заветной аббревиатуры KPI. Любой численный показатель под административной лупой обладает исключительно квантовым эффектом: сразу превращается в тыкву, ибо становится самоценным и, значит, предметом манипуляций.
Любой рейтинг имеет смысл только до тех пор, пока он не становится целью деятельности, пока он позволяет сравнивать успешность по каким-то конкретным показателям, не имеющим непосредственных административных последствий. Только тогда он позволяет понять, у кого стоит поучиться тому, что предусмотрено этим конкретным показателем. Экономистам и управленцам, возможно, сложно посмотреть на все эти индексы с такой стороны. По мне, во всех этих рейтингах заинтересованы в основном лидеры списка. Это облегчает им рекламную кампанию, ибо все остальные сами пристраиваются в хвост, выделяя лидеров. Перестановки в списке придают ему динамики и удерживают внимание «ворон»– отличный саморегулирующийся долгоиграющий маркетинговый продукт лидеров.
Хуже всего, что, как я понял, на этот «звездный» проект выделены непропорционально звездные суммы денег. Ясное дело, за счет других вузов. И все ради циферок– коллективное поднятие «индекса Хирша» (обобщенный образ странного KPI) за счет неосознанных и неозвученный целей высшего образования. Мне с высоты неполного шестого десятка наивно кажется, что подъем собственного «индекса» гораздо важнее подъема «индекса Хирша». Лишь бы самому решить, что именно поднимать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий