Слово «образование» слишком многозначное. Слово «просвещение» не отражает сути задач системы. Уже все вокруг говорят о необходимости обучаться всю жизнь. Широкое развитие получили семинары и тренинги личностного роста, развития всевозможных полезных для жизни знаний и навыков. С недоумением воспринимаются исследования, из которых следует, что существенно более половины полезных человеку для жизни компетенций он получает вне школы. Если ставить перед системой задачу развития индивидуальных способностей человека для обеспечения ему максимально комфортного и полезного обществу проживания, ее решение приведет к успеху и конкретного человека, и всего общества в целом. А дальше правило капитана Врунгеля: «как лодку назовешь, так она и поплывет».
«Министерство успеха» вместо оценки качества образования начнет оценивать качество успеха. Для этого государство начнет выделять средства бюджета на выяснение понятия успеха, что само по себе весьма полезно, ибо успех последнее время все чаще увязывают с материальными благами, что совсем не очевидно, особенно у нас в стране. Попытка классификации успеха напрямую приведет к выявлению мотивации (которые бывают самыми разными), что крайне продуктивно, ибо именно мотивация определяет наши действия и жизненные выборы.
Система отношений с детьми и подростками, архитектура учебных курсов и мероприятий начнут строиться не на единых типовых для всей страны учебниках и программах (что противоречит закону, но настойчиво не хочет уходить и стремится вернуться), а на индивидуализации образовательных программ для удовлетворения потребностей каждого ученика.
Естественной оценкой качества системы успешности станет эмоциональное удовлетворение граждан степенью достижения собственных осознанных и осмысленных целей в согласии с целями общества. Количественной оценкой системы может стать соотношение разнообразия запросов и предложений: способность системы удовлетворять множественные запросы с учетом динамики и сложности.
Задача высоких достижений должна решаться не путем принуждения, а методом позитивной либо, как минимум, соревновательной мотивации. Барьеры, преодоление которых необходимо для формирования развивающей среды и устойчивости к развитию, должны формироваться на творческой основе сложных задач. Тогда люди, воспитанные в способности и стремлении к самореализации, смогут преодолевать вероятные в жизни сложности с бытовыми неурядицами ради сохранения и развития внутренних ценностей самоидентификации и уважения других (осознанного и разумного альтруизма), ибо успех наиболее глубоко переживается при совместном достижении общих целей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий