24 дек. 2017 г.

Ненавижу вебинары

Кто не использует вебинары– ретроград, кто тупо заменяет очное общение вебинаром– дебил.

Милая знакомая закономерность: сначала отторжение, потом мода, потом трамвайная регулярность. Похоже, дебилами стали почти все, судя по узнаваемым интонациям разговора с пустотой. Легко отличить запись живого разговора, когда человек видит ответные глаза, и запись растеряно-ленивого разговора со своим экраном.

Да, я понимаю, что наши высокообразованные организаторы и управленцы не в состоянии написать вменяемые понятные тексты, а высокообразованные и несущие разумное-доброе-вечное не в состоянии прочитать текст, в смысле понять его, хотя должны по долгу службы научить этому детей. Но вынос того же содержания общения в формат вебинара не только не облегчает понимание, но еще и отягощает восприятие, потому что записанную речь невозможно пролистать по диагонали, в отличие от написанного текста. Я уж не говорю про почти неизбежные сбои при передаче. Заранее подготовленный ролик хотя бы скачать можно и быть уверенным, что там все в исходно записанном качестве.

Можно было на ранних этапах пытаться заменить вебинаром очное общение. Но уже лет 10 прошло с первых вебинаров, давно известно, что «говорящая голова» наводит тоску и сама вещает в тоске. Полезный вебинар, от которого не будет тоски ни у ведущего, ни у участников, нужно готовить совсем иначе, чем очное мероприятие.

Если есть фиксированное сообщение, которое в тексте почему-то невозможно, нужно его записать качественно, разослать заранее и выслать повестку с процедурой совместной работы. Обязательно нужно сопроводить разосланный материал вопросами, ответы на которые нужно собрать до начала, и не допускать на вебинар тех, кто не удосужился ознакомиться и задать вопросы– остальные могут потом посмотреть запись, если им достаточно просто послушать. Активное общение должно быть двусторонним, подготовленным, заинтересованным и недолгим.

PS. Меня упрекнули, что, критикуя вебинары, я незаслуженно наехал на учителей: дескать, они не умеют читать (в смысле, понимать прочитанное), дескать, неумение читать инструкции– всеобщая беда и учителя не хуже других. Что характерно, никого не задел тезис, что инструкции не умеют писать.

Да, согласен, беда общая. Про написание инструкций еще в советское время знаменитая интермедия была. С тех же времен известны анекдоты про инструктивную дискуссию слесаря и мастера, затрагивающую интимную связь с заготовками, друг с другом и с их родителями. Но меня волнует, прежде всего, учительская среда. Во-вторых, у всех остальных нет обязанности учить детей этому.

Отправить комментарий