Попытка разобраться в западных подходах к «образовательному запросу», поскольку он становится ключевым условием успешного развития образования в направлении индивидуализации (о какой индивидуализации можно говорить, если нет явно существующей потребности?) привели к пониманию, что у них такого понятия нет: поиск по «educational request» ничего похожего не дает– в первой полосе выдачи обсуждение проблем независимой оценки полученных знаний/навыков (evaluation).
В то же время, этой проблематики не может не быть, учитывая их активную риторику про personalization в образовании. Многие наши энтузиасты, вслед за ними, начинают вносить в наш образовательный дискурс тему «персонализации». Значит, нужно понять, как они называют осознаваемые учеником образовательные потребности.
С подачи коллег из США, получил и пощупал в сети фразы:
- «student personalized education»,
- «student initiated learning»,
- «self learning»:
- «student generated self learning»,
- «self directed learning»,
- «setting up student self directed learning».
Первая наиболее очевидна– там полно всякого разного. Впечатлил ресурс для любого учителя/школы по поддержке в освоении новых идей по персонализации. Любопытной показалась подборка классификации разных подходов к персонализации с утверждением, что не бывает двух одинаковых подходов.
По второй нашел краткое описание и ссылку на платную статью про 4 класс о подвижках в направленности учебного процесса (moved from teacher-directed to student-initiated learning, or what is referred to as “emergent curriculum”). Больше ничего любопытного на первых 3-х страницах выдачи не нашел. Видимо, это словосочетание не слишком принято в обсуждении там.
Зато самообучение очень насыщено на активное использование. Любопытным показался ресурс «Центр учительского мастерства» в университете Ватерлоо. Там же есть подборка критериев/навыков готовности к самостоятельному обучению, разработанных в Оксфорде для студентов.
То, что мы часто называем «образовательным запросом»– чему конкретному учиться,– у них называют «goal settings», т.е. «постановка целей». При этом, судя по упомянутому ресурсу про самообучение, отдельно предполагают цели и «плейлист» как список конкретных учебных мероприятий для достижения выбранных целей.
Попутно посмотрел пару ссылок на «профиль ученика». Отчасти, потому что это очень актуальная тема в свете нац/фед проектов «Цифровой экономики» и «Цифровой образовательной среды», отчасти, потому что в одном из вариантов персонализации опираютя на них. То ли не нашлось в выдаче того варианта профиля, который используют для персонализации, то ли у них иные подходы к построению профиля, но ничего увлекательного при беглом просмотре не нашел.
Одна (pdf) ссылка поскребла по давнишнему раздражению на хайп по лидерству. У них там все рехнулись на нем и у нас все вокруг начали орать о лидерстве как всеобщем актуальном навыке. Хотя лидеров в понимании русского языка много быть не может– кто за ними пойдет, если все станут лидерами? У них это чуть менее остро, потому что leader в их культуре еще и начальник, если говорить не о крепостнической логике руководства, а о современной– в идеале, о бирюзовой (еще один хайп). 5 параметров заложили:
- упорство в учении
- сила личности
- творчество и критическое мышление
- общительность (включая многоязычие)
- кооперативность/командность
Другая (pdf) более вменяемая по моим представлениям, но тоже к целям нашего проекта не кажется применимой, на первый взгляд. 4 группы параметров в логике «насколько он»:
- общительный
- командный и ответственный
- критически мыслящий
- творческий
В окончание этого краткого обзора не могу не повторить свое соображение по терминологии: важно понимать их терминологию, поскольку они ушли вперед в этом направлении, но я противник слепого копирования их практики на русскую почву. Язык слишком корневой ресурс мышления и восприятия, чтобы не придавать значения смыслам.
Слово «персональный» у нас носит обычно потребительский, внешний характер: «персональное обслуживание», «персональная яхта», «персональная охрана». Личностный, внутренний оттенок носит слово «индивидуальный»: «индивидуальный подход», «индивидуальный заплыв». Поэтому в отношении обучения для целей образования на русском языке нужно использовать только «индивидуализацию» с различением уровней от индивидуальных дополнительных задач, учитывающих индивидуальные особенности ученика, до индивидуальных учебных планов, программ, разработанных по индивидуальным образовательным запросам.
PS. Pink Floyd о рисках персонализации: Another Brick in the Wall Lyrics - Part 2(Waters) 3:56 (текст)
Комментариев нет:
Отправить комментарий