Прочитал умную заметку про низкий психологический профессионализм учителей и разозлился. Не потому, что это неправда— правда. А потому, что это увязали с причиной агрессии учеников, вплоть до стрельбы (по следам казанской истории). Вправе ли мы винить учителя за подобное?
Вправе винить, но не за это. За отсутствие культуры коммуникации в классе, в школе— да. Ровно про то же, что и про популярную тему «буллинг». Одного поля проблема.
Даже вполне грамотный и психологически уравновешенный учитель работает в условиях, когда он вынужден «включать» психологическое подавление. Потому что он бесправен. Школа бесправна. Она обязана принимать всех и учить всех. Как детей из семей с нормальным психологическим климатом, так и пограничных. Ещё Юнг писал, что «психологические проблемы детей надо лечить у их родителей». А школа, не будучи готовой лечить, вынуждена их учить. Причём «родитель всегда прав». А когда неправ— это проблема школы. И никто не может проблемных детей направить специалистам, вопреки готовности и желанию их родителей.
И, вот, сидят перед наученным учить по утверждённой программе учителем 30—40 гавриков, среди которых как минимум 2, которые человеческого русского языка не понимают и вести урок в психологически комфортном режиме не дают, все время тянут внимание на себя. Учитель мог бы с ними персонально все изучить в соответствии с их способностями и психологическими особенностями. Но что в это время будут делать остальные?
И учитель включает режим подавления. Но работа фронтальная в классе, поэтому под подавление попадают все. В том числе, которым это противно и избыточно. Но они вынуждены терпеть, не всегда понимая по возрасту причину. А дальше—от квалификации учителя. Кто пограмотнее, может управлять и ограничиваться минимумом. Кто потупее—прут на режиме подавления все время. Иные администраторы в школах так строят отношения даже с учителями— чтобы минимизировать споры. Это профдеформация фронтального учителя: «Если в транспорте кто-то кого-то воспитывает, один из них учитель».
Это оборотная сторона всеобщего права на обучение в государственной школе без права школы на решения проблем, в которых школа некомпетентна. Не хватает учителям школ психологической культуры и образования— это правда и это надо менять. Но даже грамотный психологически учитель не должен выполнять одновременно две совершенно разные функции— учебный процесс и психологическую диагностику, и тем более коррекцию.
Мы говорим о праве на индивидуальную образовательную траекторию— это право на выбор учебной программы и учителя. Но право— это и обязанность. Если слепой хочет научиться на Робин Гуда, он должен иначе учиться с другим учителем, чем зрячие, и осознавать возможности/риски. Умный это понимает сам. Инфантильный будет ломиться в ту же группу. А родители часто хуже ребёнка осознают ситуацию.
Пока мы не научимся различать услугу и обслугу, мы будем путать обучение и «сделайте мне красиво».
PS. Это репост из ФБ, который оказался популярным. После этого было устное обсуждение с Еленой Миркиной и Павлом Максименко (1 час).
Комментариев нет:
Отправить комментарий