19 февр. 2022 г.

Фантазии-догадки про «экстрасенс»

Это легкомысленная попытка придумать объяснение непонятным ощущениям, которые накапливались в течение жизни. Попытка принципиально нерелигиозная, потому что религию я считаю примерно такой же попыткой придумать примерно то же самое, но под более широким углом зрения.

Любая модель опирается на те представления, тот язык, которым человек уже может описать мир вокруг. Именно поэтому к религиям я отношусь с уважением, но и со скепсисом, ибо большинство из них в моделях и представлениях не одной тысячи лет назад.

Я за пару последних месяцев потерял насколько близких людей. Это позволило почувствовать похожие ощущения, которые не успели забыться. За предыдущие 60 с небольшим лет жизни тоже были утраты и остались воспоминания об ощущениях того периода. Помимо утрат, накопились близкие ощущения, связанные с нормальной жизнью и отношениями людей, которые необъяснимы.

Несколько слов о тех явлениях, которые точно были в жизни и от которых я отталкиваюсь как от фактов, хотя, конечно, это субъективное восприятие и можно придумать 1000 других способов их объяснения. Именно поэтому я назвал текст фантазиями.

  1. В моем детстве я лежал в больнице и однажды на некой процедуре отрубился ненадолго. Как потом оказалось, именно в это время мать собирала сестру в школу и у мамы все валилось из рук по совершенно непонятным причинам.
  2. Я работал в школе и в ней же учились мои дети. Я старался минимизировать влияние на их отношения от моего наличия в школе. Однажды по необъяснимой причине мне потребовалось найти сына. Оказалось, ему поплохело и он был у медсестры.
  3. Я научился опознавать ощущение, которое может означать какие-то ненормальности у близких людей. Когда оно появляется, я в семейный чат кидаю опрос, все ли у всех нормально,– часто оказывается, что не зря, у кого-то что-то сбоит.
  4. Я научился опознавать ощущение, когда кто-то думает обо мне или эмоционально читает мой материал. Часто при появлении этого ощущения либо кто-то звонит, либо появляется комментарий к моему материалу.
  5. После утраты близкого человека появляется ощущение «пустоты», которое чем-то напоминает описанные ощущения.

Гипотеза

История про зеркальные нейроны мне кажется удачным поводом для текущей фантазии. Логика зеркальных нейронов шире, чем реакция на наблюдаемое– это принцип работы мозга. Мозг должен в ответ на возбуждение сгенерировать своими нейронами близкое ощущение. Это принцип опознания явления. Он запоминает этот нейронный «аккорд» и тренирует/доучивает его каждый раз при более-менее значимом восприятии реальности. Отсюда и галюцинации, когда мозг сам генерирует без внешних признаков нечто, что ему захотелось. Я уже столкнулся с абсолютно достоверно воспринимаемыми ощущениями, когда очень чего-то хочется, но что оказывается совсем не так при проверке другими более достоверными датчиками.

Мы можем коммуницировать с другими людьми какими-то «биологическими» излучениями. Чем ближе/важнее люди, тем устойчивее контакт и тем сильнее информационный обмен с ними. Поскольку люди и их мозги уникальны, устойчивые контакты тоже уникальны– в отличие от стандартных коммуникационных разъемов в ИТ.

Ощущения возникают либо при сбоях постоянного ментального контакта, либо когда посторонние люди инициируют ментальную коммуникацию. Ментальный контакт с посторонними людьми примерно одинаковый и более слабый по сравнению с постоянными контактами. Массовые практики типа молитв и медитаций могут за счет одновременности и резонанса усиливать ощущения.

Все в нашем организме опирается на чувства– чувство ненормальности в работе постоянного контакта можно научиться распознавать и реагировать. Иногда оно довольно сильное– как и случилось у меня, раз я его ощутил, несмотря на свою толстокожесть. А когда научаешься его распознавать, можно реагировать на менее сильные сигналы. Еще бы научиться распознавать, в каком именно канале сбой– мне не удается надежно идентифицировать.

Когда уходит близкий человек, обрывается привычная ментальная связь. Опустевший канал связи «болит», пока не отомрет. Вероятно, ритуальные промежутки времени связаны с периодами отмирания канала. Например, через 9 дней мозг перестает постоянно «опрашивать» контакт на наличие сигнала, а через 40 перестает «слушать» его.

Попутно возникла гипотеза, что интроверты и экстраверты отличаются количеством и наполненностью этих каналов. Экстраверты имеют много каналов, а интроверы мало, но компенсируют меньшее количество большим объемом обмена каждого. Впрочем, люди, наверное, могут различаться и нормой плотности коммуникации по разным каналам, включая ментальные. Кроме коммуникации, информацию надо обрабатывать. Кто-то больше занят обменом информации, кто-то больше обрабатывает сам.

Эта фантазия позволяет иначе взглянуть на многие модели и перекликается с гипотезой Бехтеревой о том, что мозг– это антенна.

Комментариев нет: