16 апр. 2022 г.

4 уровня цифровой трансформации

«Цифра» в образовании уже не требует призывов– ее использование стало очевидностью и неизбежностью. Нельзя сказать, что архитектура образования уже органично срослась с цифрой, но сейчас, несмотря на варварские санитарные правила и истерику особо озабоченных родителей, все вокруг на все лады прикручивают цифру ко всему подряд. Кидаться на них с глобальными лозунгами и призывами– только отвлекать и вызывать недоумение.

Популярную когда-то фразу «не надо меня агитировать за советскую власть» сегодня можно смело применять в отношении цифры в образовании. До карантина глобально-концептуальные цифровые изыски еще были для кого-то полезным открытием, но после цифрового взрыва, вызванного карантином, людям нужна конкретика. В новых условиях востребованы конкретные практики и открытия, а не призывы общего характера.

Из общих рассуждений остается важным, но еще не всеми принятым, понимание многоуровневости «цифровой пирамиды» аналогично приписываемой Маслоу: чтобы понять наличие более высокого уровня «цифры», надо сначала дозреть до его осознания.

От количества осознаваемых уровней зависит понимание смыслов ходового термина «цифровая тренсформация». С другой стороны, недопонимание смыслов не мешает ею заниматься, потому что трансформационная деятельность введет вперед и вверх на каждом уровне понимания.

  • 1 уровень– инструментальный: вместо старых инструментов новые цифровые.

    Вместо ручки с бумагой монитор с клавиатурой в разных видах.

  • 2 уровень– методический/технологический: вместо старых подходов и технологий новые цифровые.

    Вместо стопы бумаг и беготни между кабинетами цифровой документооборот, например.

  • 3 уровень– смысловой: с учетом новых возможностей можно радикально иначе ставить задачи перед теми же по направленности видами деятельности.

    Вместо классно-урочной системы по одному для всех учебнику возможна персональная ориентация на личные образовательные потребности и возможности каждого.

    Не могу не вспомнить крайне неудачный пример недоосознания этого уровня цифровизации с перс.данными, неудачный закон 152-ФЗ. Вместо избыточных данных, характерных для всех бюрократических бумажек (ибо совмещать данные на бумаге непросто), можно было бы в каждой цифровой транзакции решать только те задачи и только с теми данными, которые только в этой транзакции нужны, а совмещение данных делать только там и только тогда, когда это действительно нужно. Игнорирование этого нового цифрового смысла (различие возможностей бумажных и цифровых технологий делопроизводства) приводит к утрате приватности людей в цифровом мире.

  • 4 уровень– мыслительный: с помощью новых технологий расширять возможности мыслительных способностей биологического мозга.

    С помощью искусственного интеллекта выявлять те закономерности и управлять теми процессами, которые недоступны биологическому мозгу.

Минимальные критерии реализации ЦТ в школе:.

  1. Ни одного бумажного объекта хранения.

    Ни личных дел, ни покрывающихся мхом старых журналов, ни позабытых аттестатов…

  2. Школа— не архив.

    Все регламентирующие и ответственные документы своевременно переданы в цифровую систему, где за сохранность и доступ отвечают целевые специалисты, школа не должна повторно вводить принятую по регламенту информацию.

  3. Ни одного незапланированного обращения извне за информацией с 1 сентября до 30 июня.

    Вся актуальная извне информация— в информационных системах. Исключения:

    • риск жизни/здоровью,
    • обоснованное подозрение в нарушении закона или договорных обязательств.

    Примечание. Родители— не извне, они соучастники образовательного процесса в логике образовательных отношений.

Комментариев нет: