Благодаря цифре, стало ясно, что в работе учителя больше слоев, чем считалось раньше, в доцифровую эпоху.
Передача информации, отработка упражнений легко могут заменяться роботом. Но раньше сама информация была дефицитом, поэтому «ношение» информации учителем уже было ценностью, а учение, по сути, заключалось в переносе информации из головы учителя в голову ученика. Кто и что там продумывал– большой вопрос.
Именно поэтому «передача знаний» до сих пор на языке, и ее, подчас, заменить в речи нечем, хотя в новом отношении к знаниям их нельзя передать, ибо знания– это интимный процесс переработки информации. Ну, невозможно их передать без личной обработки в таком понимании. Только информацию можно передать.
Зато с очевидной рельефностью встает вопрос мотивации: с чего вдруг ученик эту информацию должен получать, да еще и перерабатывать? Дефицита информации нет, ценен результат итогового экзамена, а не личная картина мира. Убедите меня: почему я должен эту вашу информацию терпеть и переваривать?
И тут большой вопрос– кто носитель мотивации? Какой мотивации? Хотелось бы видеть мотиватором человека. Да еще и достойного. Вот главный запрос цифрового века, когда нет проблем с информацией, зато есть с мотивацией. IMHO
PS. Это был просто пост в ФБ в ответ на развернувшиеся там дискуссии на тему возможности/невозможности замены учителя цифрой. Поскольку он был позитивно принят коллегами, решил продублировать для сохранности здесь.
PPS. Цифра как шанс Учителя, 21.6.2019