5 июл. 2018 г.

Не надоело «учить учиться»?

Пафосный слоган «учить учиться» был эффектен при рождении, ибо обращал внимание на особенность процесса учения, опирающегося на активность самого ученика– на фоне традиционного учения, опирающегося на учителя. Сегодня это банальность. Если, понимая это, перестраивать процесс обучения с переносом активности на ученика, иного учения просто не будет, ибо оно неэффективно. Человек либо учится, либо не учится. И специально этому учить будет бессмысленно. Ходить, говорить, терпеть... человек учится всю жизнь в процессе ходьбы, разговоров, необходимости терпеть... Это не значит, что ему не надо помогать, но это часть процесса, а не отдельный процесс. Первична основная цель и именно она является мотивом. Остальное– инструментарий повышения эффективности.

Лозунг не просто надоел из-за пафосности, а является вредным, потому что звучит в старой парадигме: кто-то кого-то учит что-то делать. Парадигму системы образования надо менять. Учение– процесс личный. Тебе готовы помочь (система должна быть этим озабочена), но дело это твое, причем на всю жизнь. Не хочешь, не умеешь– твои проблемы.

Учение– процесс сложный, комплексный, состояший из самых разных действий, каждое из которых актуально для своих задач. Сведение их всех в один процесс «учение» имел смысл на предыдущем этапе развития общества– этап поточного образовательного процесса, образовательного конвейера. Новый этап требует индивидуальных треков. Можно помогать в повышении эффективности действий, составляющих процесс учения. Но обособлять учение как комплексное отдельное действие сегодня смысла нет.

Отправить комментарий