29 янв. 2020 г.

Нужна ли директору школы образовательная субъектность?

Субъектность как образовательный результат видится некоторым как новая педагогическая задача.

По ряду признаков. Прежде всего, потому что жизнь становится нестабильной и неопределенной на любом временном горизонте. Именно субъектность как ответственная готовность к любому повороту событий кажется наиболее адекватным качеством для успешной жизни. Традиционная школьная практика ориентирована больше на подавление субъектности во всем, выходящем за рамки школьной программы. А субъектность или есть, или нет– без деления на школьную и внешкольную программу. Причем, чаще нет.

Помимо субъектности как активной жизненной позиции в разных проявлениях, школе важна образовательная субъектность как активная позиция в собственном образовании учеников, ценность ее для родителей, готовность с ней работать учителей. Есть ожидание, что они связаны, но даже при наличии признаков субъектного поведения вне школы, ученик может не проявлять образовательной субъектности. Возможны разные сочетания и разные объяснения. Для субъектного директора это поле творческих размышлений.

В этой новой ситуации можно пощупать школьную среду на готовность и способность формирования субъектности. Если директору кажется важным понять, насколько его ученики, родители, учителя проявляют признаки субъектности и видят их для себя важными, ценными, могу предложить провести ряд интервью по гайду (руководству), который я разработал.

Гайд предполагает интервью с родителями и учениками, а также с несколькими учителями. В интервью нужно прояснить структуру интересов школьников и типичных моделей поведения для их удовлетворения. Через эти признаки косвенно предположить готовность к субъектной деятельности.

Собеседование должен проводить максимально нейтральный персонаж. Например, школьный психолог или, на худой конец, кто-то из администрации, а не свой учитель для ученика и родителя, чтобы минимизировать естественное желание понравиться, дать социально ожидаемый ответ. Проведение и, особенно, обработка исследовательского интервью– довольно трудоемкая задача, поэтому предложение актуально только для заинтересованных в результатах.

Готов выслать гайд для проведения интервью и электронную таблицу для вычленения из него данных– ссылка на заявку.

Школы, участвовавшие в исследовании, раскрывать не буду. Мне интересны подходы школ и участников образовательного процесса к субъектности. Контакты в заявке нужны для связи с заинтересованными школами и обеспечения ответственности за инициированный мной процесс. Мне интересно любое количество, которое смогли осилить. Много не получится. От вас мне важно получить обоснование, почему именно этих выбрали для интервью, и полный комплект обработки. Результаты обобщения данных постараюсь предоставить всем выславшим отчеты.

Комментариев нет: