8 нояб. 2020 г.

Черная метка системе образования

Я раньше писал, что «коронавирус—чёрный лебедь школы». Уточняю. Школы как института: «с пристанями и пароходами».

Школа как место, где работают люди, готовые ложиться грудью на амбразуру за обучение детей, остаётся востребованным. Сколь бы разными ни были их представления о том, как надо учить, люди с таким настроем в школе нужны.

Чёрная метка – системе управления образованием, которая занята своими играми в деньги и отчеты. Сколько времени и денег ушло мимо продуктивной цели на те же компьютеры? 35 лет и миллиарды. Только там, где сами энтузиасты сумели грамотно освоить цифру, занятия на дистанте проходят продуктивно, без истерик и идиотских родительских протестов. Но чаще всего, вопреки прикормленным чиновниками цифровым продуктам и насилию по показухе их применения. Либо на их инструменте, но потому что так можно, а иначе, что предпочел бы сам, проблематично.

Стыдно читать примитивные тезисы малограмотных в «цифре» родителей, но эмоционально понять их могу– школа тоже малограмотна. Героическое укладывание учителей на дистанционную амбразуру вызывает эмоцию сопереживания. Но и эмоцию раздражения тоже: где и кто был раньше, когда можно было в спокойном неаварийном режиме все освоить, чтобы сейчас, когда возникла реальная боевая ситуация, обстреливать вражеские доты с безопасного расстояния высокоточным оружием?

А сколько грамотных школ/педагогов? Единицы процентов. Потому что «не в коня корм», потому что средства нужно было освоить и отчитаться, а реальной потребности, условий, при которых цифра была бы полезна и продуктивна, создать не смогли. Да, видимо, и не очень хотели. Потому что там, где хотят, быстро выкручивают руки. А тут работа со смыслами была нужны, а не административная тупость насилием.

Если система образования не будет реструктурирована, будет обвал. Это банальность. Либо модернизация, либо вымирание и замена другим. Другое уже растёт.

В свете разговоров о реструктуризации образования, заметное место занимает мнение спецпредставителя президента Дмитрия Пескова. Полностью разделяю его язвительность в отношении посконных образовательных стандартов и неуспевших окрепнуть, но уже устаревших, профстандартов. Но про «просроченность» информации о пройденных курсах, готов поспорить. Он слишком приземленно смотрит на задачу образования. Это HR-взгляд, а не образовательный. Сводить образование к востребованным здесь и сейчас профнавыкам нельзя.

Именно поэтому я в статье про ЗУН2 пишу о тройственном цифровом профиле: знания2–умения2–направленности. Знания– это целостные фрагменты картины мира. Они формируются и остаются, независимо от способности сходу решить ту или иную конкретную задачу. Это способность ориентироваться в событиях, знать о способах влияния или восприятия, даже если со временем утратил конкретные практические навыки. Часто знать о возможности достаточно для решения. А, вот, умение в этой модели– то, о чем можно волноваться HR. Но в современном динамичном мире для них гораздо важнее могут оказаться направленности/наклонности человека в сочетании с представлением о его картине мира (знаниях2) и опыте решения задач (умениях2).

Поэтому остаюсь при мнении о бессмысленности дипломов при наличии информативного цифрового профиля. Считаю, что вузы станут со временем совсем другими, что они снова разделятся на чисто «подготовительные» (по накачке профнавыков, востребованных на рынке труда) и «познавательные», где на первом месте по интересам картина мира, наука. Вторые я бы считал университетами, чтобы туда шли увлеченные наукой, а не собственной успешностью на рынке труда. Это не мешает университетам хорошо зарабатывать– но наукой. Это не мешает подготовительным вузам заниматься наукой– но их назначение ближе к взглядам Пескова.

Это не мешает мне радоваться переносу дипломов в ближайшем будущем в цифровой формат. Я рассматриваю этот шаг как психологически важный. Когда диплом станет цифровым, заменить его цифровым профилем будет намного проще. Все таки, цифровой профиль– новая сущность, которую еще нужно осознать, придумать, реализовать, убрать неизбежные неэффективности и глупости. А до тех пор можно пожить в более привычном варианте с дипломами. Их существование в цифре заметно более адекватно современным процессам. Сделать это можно было еще лет 5 назад. «Быстро сказка сказывается...»

Образование и обучение— совсем не одно и то же.

Обучение уходит в сеть. Это неизбежность.

Образование живет только в общении людей и происходит всю жизнь, пока люди тянутся друг за другом, привлекают друг друга своим ростом, своим способом жить, думать, рассуждать, вести за собой, поддерживать друг друга, прощать, защищать...

А цифра— новая мощная среда общения людей и, значит, образования. Никогда раньше коммуникация между людьми не была столь интенсивной, как сейчас. Значит, образование сейчас тоже намного интенсивнее. И обучение. Потому что желание чему-то обучиться растёт из понимания, чему можно научиться, где, у кого и как.

Напоследок, напомню ссылку на свое видение реструктуризации образования, раз уж о нем речь. Может, сейчас лучше воспримется. А про вузы я позже тоже несколько соображений публиковал.

Комментариев нет: