19 нояб. 2020 г.

В каком контексте Учитель?

Дистант вызывает массу эмоций. Чаще негативных. Чаще странных, показывающих непонимание масштабности изменений, форсированных карантином. Люди не готовы осознать, что попали в совершенно новый контекст и пытаются реагировать на порожденные им вызовы из старого контекста. А при взгляде из старого контекста все плохо.

В новом контексте все происходящее абсолютно нормально, но надо перестроиться и научиться иначе смотреть на все. В новом контексте происходящее шанс, который было бы обидно упустить.

Форс-мажор позволяет форсировать изменения. Если удержать старый контекст до окончания карантина, новый контекст никуда не денется, но встраиваться в него при отсутствии сильных воздействий многие не захотят. А, значит, мы дотянем до новых катаклизмов, более жестких– изменяться все равно придется, но более болезненно.

Обращение профсоюза «Учитель» наглядно демонстрирует логику старого контекста из самых лучших побуждений. Я решил прокомментировать все их предложения из нового контекста, в моем понимании, конечно.

–«Учитель»

17 ноября 2020 года профсоюз «Учитель» направил в Министерство просвещения предложения по срочным мерам, необходимым для приведения системы образования в работоспособное состояние. Осенью этого года с началом роста заболеваемости коронавирусом значительная часть образовательных учреждений, отдельных классов и учеников перешли на дистанционное обучение. Второй месяц учителя и родители живут в ситуации крайнего напряжения, а Министерство просвещения РФ и региональные министерства делают вид, что ничего не происходит и обучение во время эпидемии - это то же самое, что обычное обучение.

Мы предлагаем признать, что:

1) Российское образование не готово для перехода на дистанционное обучение детей в массовом порядке; речь идет не только об отсутствии технических средств, но и дефиците методик преподавания, невозможности освоения этих методик учителями за считанные дни в ситуации сильного стресса и высокой заболеваемости. Ситуация усугубляется дефицитом кадров в образовании и высокой нагрузкой работающих педагогов. Дополнительной проблемой является отсутствие условий у домохозяйств для обучения детей в домашних условиях.

–mk

Российское образование 35 лет не готово к новому цифровому контенту, несмотря на миллиардные бюджетные вложения на цифровое оборудование, программное обеспечение и переподготовку. Если о нем рассуждать «в целом», а не выхватывая вполне готовых к этому педагогов. Готовых карантин не застал врасплох и они без заметных издержек работают в новых условиях эпидемиологоческого форс-мажора. Карантин– шанс для форсированного перевода системы образования в новый режим, что не было сделано за 35 лет. Потому что сама природа создала условия, где цифровые технологии реально востребованы системой образования, а учитель именно в этих условиях начинает их осваивать. Только модель управления этим процессом нужна адекватная, помогающая, а не создающая избыточную суету и лишние помехи. ограничения.

–«Учитель»

2) Обучение в 2020/2021 учебном году в условиях эпидемии не позволит большинству школьников освоить в нужном объеме образовательную программу; даже в тех регионах, где не введено дистанционное обучение, классы эпизодически уходят на карантин, учителя проводят много времени на больничных, растет дефицит кадров из-за увольнения тех педагогов, кто не готов работать в сложных условиях эпидемиологических ограничений.

–mk

Это ложное утверждение. Дистант не помеха освоению программы на уровне для сдачи ЕГЭ– а именно это по факту реально нужно. Об условиях работы учителя думать надо. Как минимум, обеспечить его надежной сетью и компенсировать в рассрочку затраты на сеть и оборудование для удаленной работы. Исключить формальные глупости с оплатой и режимом работы.

–«Учитель»

Мы предлагаем предпринять следующие меры:

1) отменить в 2020/2021 учебном году ВПР и ОГЭ, а ЕГЭ оставить только для поступающих в вузы;

–mk

Я бы вовсе отменил ЕГЭ, обязав вузы выстроить программы первых курсов для дистанционного обучения в режиме «перевернутого класса», чтобы можно было обучать всех желающих. Кто успешно пройдет сессии, тех потом и зачислять на следующие курсы. Продумать модель оплаты от числа прошедших и сохранивших желание учиться. Подробнее я об этом раньше писал. Это не замена очного на заочное, а новые возможности. Важно обеспечить свободу поступления всех желающих.

Про ВПР даже обсуждать не хочу– административный нонсенс изначально.

–«Учитель»

2) разрешить школам (по решению управляющего совета, педсовета и директора) изменять и сокращать учебные планы, чтобы сократить количество онлайн-уроков и объем учебного материала. Зарплата педагогических работников (в том числе педагогов дополнительного образования) и оплата за классное руководство должны быть сохранены;

–mk

Логика оценки «онлайн уроков» родом из старой системы. Оплачивать по часам при работе в дистанционном режиме – анахронизм. Надо считать по количеству учеников, обучающихся с данным учителем, или просто по ставке с распределением форматов работы администрацией.

При грамотной организации занятий никаких сокращений программы не требуется.

–«Учитель»

3) гарантировать приказом Министерства просвещения право педагогов на выбор форм и методов преподав ания, отказаться от идеи использования одной платформы и одного варианта электронного журнала;

–mk

Это и так противозаконно: что навязывание форм и методов обучения, что навязывание цифровых инструментов. Достаточно обратиться в Рособрнадзор за исполнением уставной функции надзора за региональными ОИВ в сфере образования. Беда в том, что до сих пор они от этой обязанности увиливали. Можете посмотреть мою полуторагодовалую переписку здесь же.

–«Учитель»

4) с целью сокращения нагрузки на педагогов отказаться от систематического и обязательного проведения воспитательных и внешкольных мероприятий для детей, участия учителей в конкурсах, прохождения ими курсов повышения квалификации и прочих мероприятий, не имеющих отношения к прохождению образовательной программы;

–mk

Тут готов согласиться– в условях форс-мажора и повышенных нагрузок на учителя, стоит минимизировать побочные активности. Вероятно, подобные активности могли бы быть уместны для вовлечения педагогов дополнительного образования, у которых карантин сократил нагрузку и возможность дополнительного заработка.

–«Учитель»

5) обязать региональные власти обеспечить учителей необходимыми техническими и программными средствами, доступом к Интернету для ведения дистанционных занятий;

–mk

Да, безусловно, об этом я выше писал

–«Учитель»

6) продлить действие квалификационных категорий педагогических работников, сроки действия которых заканчиваются в период с 31 декабря 2020 года по 31 мая 2021 года, до 31 августа 2021 года;

–mk

Согласен– в той же логике не мешать людям интенсивно работать и переквалифицироваться по факту. Когда все успокоится, можно будет проверить их новые навыки.

–«Учитель»

7) для учреждений дополнительного образования и педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ ввести формат индивидуальной работы с учащимися и обучения в малых группах — как очного, так и дистанционного; это позволит сохранить рабочие места для педагогов и предоставит возможность занятий по интересам для детей;

–mk

Да, тоже об этом выше написал

–«Учитель»

Профсоюз "Учитель" не поддерживает повсеместное введение дистанционного обучения в российских школах на постоянной основе. Но в условиях эпидемии эта форма допустима как вынужденная и временная.

–mk

А я не только поддерживаю, но и считаю дистанционную форму обучения в условиях насыщенной цифровой среды новым мощным и равноправным форматом обучения. Сейчас он у всех вынужденный, а потом он должен применяться всегда, когда это удобно и полезно на равных со всеми другими.

Комментариев нет: