4 дек. 2020 г.

Послевкусие от программы

Прошла последняя стратегическая сессия в рамках Программы 4 нашего длинного марафона. Сейчас даже странно поверить, как мы решились на столь масштабные задачи.

Впрочем, мне было легче, потому что я был не на первой линии ответственности– мне надо было предлагать решения и участвовать в их реализации. В случае провала было бы неловко, но для такого замаха классическое «не шмогла» было бы вполне оправдано. Рисковал только временем в случае провала. Зато в случае успеха... можно испытывать гордость за «небесцельно прожитые годы».

Но сейчас пока ничего не испытываю: едва отзвучал звонок с последней сессии, не до конца осознаны результаты, не сдан отчет и не закрыт контракт. Что было ключевое?

Размах на тысячи руководителей школ: 15–10–5–1 на программах, соответственно, 1–2–3–4. Старт был дан еще тогда, когда про карантин за границей ходили отдаленные слухи. «Все это далеко и неправда». Первые 3 программы в дистанционном формате и последняя в формате стратегической сессии в 11 регионах России.

Как учить самых сложных персонажей системы образования– директоров школ? Они, с одной стороны, Марьванны в кубе «учитель всегда прав», а с другой, «большие люди», к которым не всегда легко подъехать и убедить делать то, что отвлекает от школьной текучки. Тем более, первые 3 программы в дистанционном формате. Фактически, самообучение, подкрепленное регулярными обсуждениями в сети.

Значит, надо брать на наживку «живых проблем своей школы». Такой наживкой стали задания в логике «анализ своей школы» по рассматриваемым темам программы, «сравнение с другими школами» и «идея по улучшению». Все вокруг своей школы.

Сначала пошел вой «что за ерунду вы нам тут предлагаете». Форматы непривычные. Оценка и вовсе странная: не эксперт проверяет, а друг друга. «Как так можно? Меня неправильно оценили– сделайте что-нибудь!» Но, на удивление, довольно быстро наживку заглотили и от самых скандальных постепенно пошли позитивные отклики. Это обнадеживало и откровенно радовало– получить похвалу от директоров школ на программах повышения квалификации непросто. Где только директора не «плавали–знаем!»

Потом пошел шок от результатов сданных работ. Оказалось, директора школ, которые всю свою сознательную жизнь борются с проказами и списываниями двоешников... списывают и проказничают ради хорошей отметки! Мы все за голову схватились. Мер от подобного поведения мы не предусматривали. Закрытая группа ФБ заходилась от возмущений и встречных увещеваний типа «нам надо отчитаться, а заниматься некогда». Справедливости ради, действительно, уже гулял вирус и начались карантины. Головной боли директорам на том этапе было предостаточно. Но были и прекрасные работы. Некоторые персоны их радостно копировали и сдавали от своего имени. Век живи– век учись. Директора школ... Впрочем, на выборах тоже не ведьмы с шабаша вбросы делали.

Пока не грянул карантин, вероятной проблемой мы полагали отбор лучших на итоговую программу– там должна была коваться мощная программа цифровой трансформации, достойная региона. Чтобы облегчить выбор, решили сделать дополнительную программу PRO, где были только задачи, выходяшие по сложности за рамки сравнительно небольших часов основных программ. Эта программа не предполагала удостоверений по окончании. Время, сложность, без удостоверений– трасса для чокнутых, кто легко порвет все проблемы на стратегических горизонтах Программы 4. В условиях карантина чокнутых оказалось на порядок меньше, чем набор на Программу 4. Но они были!!! Несмотря на карантин, на все свистопляски с ЕГЭ и сдвижками летних графиков, на скомканные отпуска!

Подходит осень. Мы рады, что первые 3 программы были на дистане, но дальше очные стратсессии. А слухи про новый карантин все сильнее! А контракт никто не меняет! Что делать? В последний момент, за неделю до первых сроков, в ответ на собранные из регионов указы о карантинах получаем согласие на дистант. Благо, программа построена из расчета, что это может случиться. Срочно ее корректируем– и рассылка в регионы.

Как стратсессию проводить в дистанте? Делаем ее как «франшизу»: в основе игровая ситуация, детально ее прописываем, рассказываем региональным лидерам программы и распределяем своих в качестве кураторов вести «авторский надзор». Потом, чуть позже, он незаметно превратился в «нечисть заказывали?» Я укоренился как БабаЯга и получил в этом качестве массу благодарностей– за развал не слишком удачных проектных идей и выдачу «путеводеых клубков» на другие идеи. Полагаю, прыгая по проектным группам среди ночи, ничего более импозантного, чем БабаЯга, я справедливо не заслужил (сопровождал сессии на востоке страны, что для Москвы ночь). А потом и на европейской части страны закрепился своей въедливостью и занудством. Коллеги стали Бармалеями, Горынычами, котамиБаюнами... Вредность заразна.

Игровая идея понравилась, поэтому не стыдно ее прописать. Участники сессии бились на команды по 10 человек. Каждому полагалась задача на протяжении всей сессии удерживать в поле внимания ценности своей роли. Мы заготовили 3 роли ученика (скучающего, карьерного и любопытного), 3 роли родителя (пассивного, нормативного и творческого), 2 роли директора (исполнительного и рискового), учителя и учредителя. На старте они должны были сформировать список желаемых для себя результатов деятельности в школе, выявить наиболее важные для всех направления развития школы и превратить эти идеи в проект. В процессе работы команды притирали друг об друга свои идеи и встречались с язвительной нечистью. После обеда на 4-й день команды защищали свои проекты перед комиссией.

Последнюю сессию меня поставили руководителем и я очередной раз понял, что БабаЯга мне больше к лицу. Могу рулить, но не хочу. Критиковать и генерить новые идеи, схемы, модели– сколько угодно. Гонять и контролировать– не мое.

Для рефлексии сформулировал несколько вопросов:

  1. Что самое важное произошло/выяснилось?
  2. Что во мне изменилось?
  3. Что я теперь буду делать иначе в школе?
  4. Почему этого не случится?
  5. Что я должен сказать мне самому «там», пока я «здесь», чтобы это случилось? Или сделать там? Или здесь?

Как я могу ответить в публичном поле на них?

  1. Несмотря на все превратности високосного 2020 года, мы взяли фантастическую высоту, мы собрали прекрасный методический комплект. Жаль, что он по условиям контракта считается исключительной собственностью заказчика. Это быстропротухающий продукт. Он в доступе у десятка тысяч участников программы, поэтому проконтролировать его распространение все равно невозможно, но открыто его использовать нельзя. Надеюсь, заказчику хватит ума красиво и публично открыть эти материалы. Например, по международной лицензии Creative Commons BY.

    Выяснилось, что творческие задачи не стоит заковывать в шаблоны, даже из лучших побуждений. Шаблон– исполнительская культура. Для творчества лучше без рамок.

  2. Теперь я надолго БабаЯга. Мне это нравится. Окружающих это не пугает. Путеводные нити находить для разных сложных задач и гонять туповатых персонажей без оглядки на их погоны, пока не задумаются и не поумнеют, в моем возрасте уже не страшно, но приятно и персонажам полезно.

  3. Я уже не в школе. Не буду руководить. Буду искать сложные задачи. Буду летать за ними и в ступе, и на метле, и пешком...

  4. Почему не случится? Боятся меня. Думают, страшный. Пусть думают. Может и так. Буду с теми, кто не боится.

  5. Сказать себе надо «уймись», когда не надо горячиться. БабаЯга БабойЯгой, но иногда надо знать меру. Стараюсь, но не всегда могу удержаться.

Преклоняюсь перед теми, кто умеет удерживать и поддерживать коллективную работу, кто сумел пристроить с пользой БабуЯгу. Спасибо Паше Рабиновичу, который не раз перенаправлял резкие взмахи метлы в продуктивном направлении, когда они приходились мимо цели. Ибо цель не всегда там, где она кажется метателю. Коллективными усилиями чисти и нечисти мы провернули отличную масштабную программу, получили массу восторженных откликов. Теперь бы, после сдачи отчетов, пойти на разгон. Людям наша работа нужна и результат нравится.

Приведу здесь опус, посвященный БабеЯге одним благодарным поклонником из числа участников программы:

Мы темп набрали неплохой,
Проект лепили без кручины,
Но встреча с Бабою Ягой
Нас всех немного огорчила.
Его скептическая суть,
Неверие в прожекты наши
Смогли проект перевернуть
И превратить в большую кашу.
И от ее речей народ
Притих, сконфуженный немного,
И стал искать в пучине брод
И к трансформации дорогу.
И вместе с Михаель-Ягой
Мы вверх пошли, как по пунктиру,
И сделали проект другой
Спасибо Йошке и Кушниру!

Комментариев нет: