23 дек. 2020 г.

Обуза отметки

Смотрю на разговоры про отметки и радуюсь, что мне их не нужно ставить. Больше всего в статусе учителя не любил отметки. В этом мне близко воспоминание о моем учителе физики.

Для Брона (В.В.Бронфман) дни выставления отметок были пыткой. Для нас комедией. Он садился за кафедру и шёл по списку.

  • Алекперов. «3»
  • Беликов, встань. «4»
  • Берзин, что нужно, чтобы <что-то там>? (Артур открывает рот на пару слов)— «4»
  • ... Кушнир «3» ... (на фото справа в самом углу знакомые причесон и ухо)

Когда список заканчивается, он с явным облегчением закрывает журнал и переходит к физике. Отметки были с потолка. Любая кляуза или проверка— масса неприятностей. Но мы были чокнутые на физике и на нем (легенда «физиков» 179-й)—он же нас и отбирал. Так что, ему эпизодическая пытка, а нам комедь. Пока я сидел с умным видом и помалкивал, имел «4». Когда начал что-то понимать и вякать на уроке— «3».

Для меня выставление отметок тоже было пыткой, потому что интересно осваивать, а не размечать процесс дурацкими цифрами. От них ничего не меняется. Но некоторые за эти циферки готовы изнасиловать или даже заплатить. Я несколько раз шёл на психологическую провокацию: «готов поставить ни за что 5, но чтобы больше я вас не видел». К счастью, никто на неё не пошёл, хотя один персонаж чуть не решился.

Даже дурацкие планы и отчеты меня так не бесили, как отметки. Всегда старался максимально отстраниться от них арифметикой, жесткими правилами. А ближе к окончанию моей учительской практики завели взаимооценивание. Составили рубрикатор, вручили детям— и умыли руки. Оставили себе нишу на случай круговой поруки— вето на положительную отметку, если там откровенная халтура. Но дети оказались даже жёстче нас. Вето применять не пришлось.

Зато этим летом с директорами школ халтура появилась и вызвала массу эмоций. Но это уже про взаимооценивание тысяч директоров школ– совсем другая история.

Комментариев нет: