11 дек. 2021 г.

Какой пробы «серебряный» университет?

Очень красивая и правильная идея– помочь людям 50+ в обучении новым навыкам, которые помогут им найти работу. Особенно в свете сдвига пенсионного возраста. Есть возражения?

Есть сомнения и личный опыт.

  • Помочь– это как?
  • Погасить стоимость обучения из госбюджета.
  • Как у нас используют госбюджет?
  • Правильно! Подбирают из сущего то, что подходит под критерии.
  • Какое к этому имеют отношение люди «серебряного возраста»?
  • Правильно! «Шо дают». Кто ж специально под них будет что-то строить, если аудитория и выхлоп непонятны и малозначимы на базовых стратах?

Итого имеем стандартные курсы, приглашение на запись, бумажную возню для отчетности по Матроскину и сопутствующие артефакты:

  • деньги от государства вузу в обмен на бумаги,
  • дипломы формально исполнившим брачный танец для вузовской бухгалтерии.

Анализируем интересы:

  • государство в лице ответственного за проект чиновника
    • списки курсов
    • списки прошедших обучение
    • доказательства работы вуза;
  • вуз в лице ответственного за допобразование и «серебро в волосах» части студентов
    • набор седых студентов
    • доказательства проведенной работы
    • деньги из госбюджета, ради которых вся возня;
  • студент с «серебряной» головой
    • «как шмогла», ибо на халяву.

Реалити-шоу

Я впервые испытываю неловкость за полученный диплом, который в этом «серебряном» качестве. Не могу сказать, что это было совсем бесполезно. Кое-что полезное я узнал. Но это «кое-что» в стиле научпоп. На диплом никак не тянет.

Нельзя по одному конкретному опыту обобщать, но и не замечать конкретный опыт не стоит. Тем более, я записался изначально в совсем другой вуз и на совсем другой курс совсем другого направления. Но там все кануло в Лету– видимо, с квотами не срослось. А начали зазывать сюда– «не пропадать же добру?». Выбрал из списка, что показалось полезным.

Мне дали доступ на СДО. Ролики с лекциями + тесты в качестве проверки. Отношение тестов к лекциям очень косвенное, но Гугл помог. Одни лекции эпизодически предполагали изложение на предыдущих лекциях таких аспектов, которые потом оказывались в более поздних лекциях. Качество самих лекций, как говорит один мой хороший знакомый,– «надо подумать».

Прикладной курс засчитан по среднепотолочным тестам, ориентированным на выбор правильных ответов из списка. Зачем я скачал и установил среду разработки? Осталось непонятным– видимо, по наивности, хотя некоторые бытовые преимущества в этом есть. Львиную долю тем в программе этого курса я изучал дважды в приличных вузах в полном объеме – правда, очень давно, лет 30-40 назад. Причину выдергивания именно этих тем из соответствующих полных курсов мне придумать удалось только для пары-тройки из них. Зато тест по теме, которую я точно хорошо знал, оказался оценен хуже всех остальных.

Эти странные тесты лишний раз дали повод задуматься о смысле тестов в учебном процессе. Они традиционно играют роль «турникетов» на доступ к бумажке об успешном завершении. И в этом качестве, как не раз показал опыт ЕГЭ, проще снизить планку, чем поднять уровень допуска. Я давно ратую за разведение задач обучения и проверки качества освоения материала. Тест или иная форма оценки в рамках обучения—  это что должно быть подчинено только смыслу обратной связи, конструктиву в продвижении. Не надо это скрещивать с задачей аттестации. Получается плохо и одно, и другое.

Никто не мешал мне честно все попробовать руками. Но никто и не требовал это делать. Фраза из стартового письма моего координатора из вуза, что я волен учиться в любом удобном мне режиме, была мною неверно истолкована как свободный момент окончания обучения. А оказалось по Матроскину– в любом удобном, но в рамках сроков, когда грядет оплата вузу из бюджета.

В жизни, как всегда ближе к концу года, началась запарка по делам на работе. За неделю до срока сдачи проклюнулось ответственное за обучение лицо и настоятельно попросило пройти все тексты до конца, даже если они не будут зачтены. Это чтобы у них были основания сдвинуть сроки. А у меня было пройдено всего пару тем из примерно 10.

Но я сумел за 3-4 дня честно просмотреть все оставшиеся лекции и честно ответить на все тесты. Мы победили. Мы– это все участники:

  • я как честно выполнивший формальные обязательства студента
  • вуз как честно выполнивший формальные обязательства вуза
  • государство как честно выполнившее формальные обязательства по оплате прекрасного гуманитарного проекта по обучению людей 50+

Комментариев нет: