Основания:
- Поручение правительства РФ от 21.08.2024 к 4 марта 2025 года
- Краткость периода реализации Стратегии (5 лет)
- Сомнение в новационном потенциале официальных ведомств
- Предположение о честности запроса Стратегии из представления нацпроекта «Молодежь и дети» Председателем Правительства РФ 15.07.2024
– цитата:
«Главная цель – сделать так, чтобы дети получали знания в комфортных условиях, могли попробовать себя в творчестве, науке, спорте. И систему образования сфокусируем на том, чтобы помочь раскрыть потенциал каждого ученика. »
Концепт направлен на вторую часть формулировки, поскольку автор считает наиболее критичным назревшие противоречия в структуре системы образования, не отвечающей современным тенденциям развития общества. Направленность Стратегии на столь короткий 5-летний срок дает предпосылку считать постановку задачи именно на переосмысление системы образования, а не на длительное развитие в текущем понимании.
Современная система образования незначительно отличается от того, что было сформировано веками в условиях дефицита информации и ориентации на индустриальную структуру производства. Косметические меры, предпринятые для адаптации системы образования к постиндустриальной логике развития общества, работают только в той мере, в которой индустриальное производство остается востребованным. Успех системы образования на предыдущих этапах развития мешает трансформационным процессам на современном этапе, потому что непрофессиональное отношение к системе образования больших групп населения, усугубленное ностальгией по детскому комфорту, создает мощный консервативный уклон, препятствующий назревшим задачам трансформации. Недостаточное внимание к диалогу с гражданами, к разъяснению новых проблем и задач в лице лидеров трансформационных процессов в образовании на предыдущих этапах создало новую практику публичного противодействия изменениям методами площадной демократии. Включение задач публичной демократии, разъяснения целей и задач, противоречий в сложившейся системе образования должно стать неотъемлемой и важной частью Стратегии именно на этом 5-летнем этапе переосмысления системы образования.
Важно объяснить, что успех прошлой системы образования продиктован удачной встроенностью в общественные процессы того этапа. Новый этап другой. Теперь в него надо встраивать систему образования – именно поэтому она должна быть другой.
Принципы Стратегии
Стратегии достижения или избегания
Стратегии достижения и избегания при определенных филологических навыках взаимообразны, однако честная декларация направленности полезна для правильного настроя. Человечество вступает в новую эру после 2 тысяч лет эффектного развития западной цивилизации, заложенной Римской империей. Стремительное и плохо предсказуемое развитие сегодня на основе информационных технологий превратило образование прошлых этапов, проходивших в условиях сравнительно медленного развития, в рудимент. Попытки сохранить рудиментарные признаки системы тормозят ее развитие, хотя большинство обсуждающих это не понимает. Мы не знаем, какая модель системы образования сможет вписаться в новые условия жизни и развития столь же удачно, как прошлая система образования вписывалась в прошлые темпы и условия развития. Поэтому честнее назвать Стратегию переосмысления стратегией избегания старых стереотипов. Достижением новой Стратегии должна стать модель, способная гибко меняться и подстраиваться под стремительно и непредсказуемо меняющиеся условия. Опоздавший на 15-20 лет от общественного запроса ЕГЭ наглядно показал, к чему приводит опоздание в развитии. Надо максимально использовать наработанные инструменты и модели, но переформатировать их для новых условий в логике гибкости и стремительности.
Рост стоимости и качества
Индивидуализация образования с более полной реализацией потенциала каждого приводит к существенному повышению качества выпускника, по крайней мере на тех представителях, которые наиболее активны и творчески ориентированы. Однако гибкая структура с выявлением и поддержкой индивидуальных способностей и предпочтений неизбежно влечет за собой рост стоимости. Предсказать экономические показатели гибкой образовательной среды вряд ли возможно. Это риск, но продуктивный.
Лаконичность и гибкость понятий
Стратегия, направленная на переосмысление, должна включать пересмотр понятийного аппарата, представленного в законе. Понятия должны быть максимально лаконичными, понятными на общем уровне смысла всеми гражданами страны, допуская в разумных пределах разные трактовки, что обеспечит гибкость дальнейшего их применения без коррекции на нормативном уровне. Отражение новых смыслов Ключевым новым смыслом является существенное смещение смысла «образования» от «обучения», которые в условиях дефицита информации приобрели синонимичность использования. Поскольку каждое из них важно, полноценное смысловое наполнение должно быть отражено и транслировано всеми средствами просвещения и бытового информирования до состояния всеобщего восприятия. Образование как построение картины мира является исключительно субъектным процессом. Обучение чаще всего носит объектный характер, приобретая субъектный характер довольно редко. Обучение прекрасно может реализовываться цифровыми технологиями, роботами, подчас даже более успешно, чем человеком. Образование опирается исключительно на человека как носителя картины мира.
Позиционирование цифровых технологий
После долгих лет вязкого почти насильственного погружения системы образования в цифровые технологии происходит новый крайне быстрый качественный переход к их повседневности и проникновению во все жизненные процессы. Адекватное позиционирование цифровых технологий в системе образования без фетишизации и без параноидальных ограничений должно стать опорой для дальнейших мер по их освоению и применению. Цифровые технологии в системе образования должны быть явно и нормативно направлены на получение удобств и преимуществ от их применения, а не на дополнительные нагрузки и новые формы ответственности.
Построение бесшовного образования
Необходимо признание крупных блоков системы образования пережитком прошлой модели индустриального построения системы образования, ориентированной на единые программы на единых возрастных этапах. Образование и особенно обучение на новом этапе избытка информации и цифровых средств индивидуализации обучения должно обеспечивать индивидуальные процедуры обучения с индивидуальным контролем качества на основе рекомендуемых показателей образовательной динамики, которые могут и должны регулироваться ответственными ведомствами, подвергаться регулярному мониторингу и коррекции .
Выбор и ответственность
Ключевым и самым сложным в новой Стратегии является перенос ответственности за образование на семью, как это и предусмотрено всеми нормативными актами, но по факту сводится к формальной передаче ответственности на государственную школу для большинства семей (если задача раскрытия потенциала каждого не является только красивой декларацией). Более того, те родители, которые сами берут на себя такую ответственность, обучая детей альтернативными способами (семейное образование и самообразование), часто сталкиваются со сложностями. Закон в их отношении носит заплаточный характер, будучи написан с ориентацией на государственные образовательные структуры. Однако именно в таких семьях наиболее близки к задачам, поставленным правительством перед новым нацпроектом. Коррекция нормативных условий с переносом ответственности на родителей за регулярный акт выбора и ответственности за него при реализации образования является наиболее значимым и сложным актом такой Стратегии. При этом должна быть ярко отражена задача сохранения ответственности государственных структур за помощь семьям в реализации обязанности образования.
Образование для всех
Образование должно стать общим делом школы и семьи. Школа должна ориентироваться на семью в формировании образовательной программы, семья должна включаться в понимание задач и проблем образовательного процесса. Нормативная обязанность выбора и ответственность за него станут стимулом осознанного участия в организации образовательного процесса совместно со школой. Школа может и должна обучать родителей педагогике и психологии.
Трудные семьи
Активизация семьи в вопросах образования и обучения выделяет еще сильнее проблему учеников из неблагополучных семей, чьи родители не участвуют в их жизни и не формируют мотивации к обучению. Они и в текущей ситуации являются наиболее проблемными, но в едином потоке проблемы таких учеников частично маскируются единым потоком по единой программе. Вероятно, для тех, кто в ситуации ответственности семьи за обучение будет выпадать из процесса, необходимы специальные условия с более жесткими условиями внешней мотивации, вплоть до интернатов. Важная тема для проверки на 5 лет Стратегии.
Инструментальные средства
Ключевым инструментом формирования бесшовного образования с ответственностью семьи/ученика за выбор просматривается цифровой образовательный профиль, сформированный на основе уже существующих инструментов и технологий. Прообразом цифрового образовательного профиля можно считать зачетную книжку студента. Но зачётная книжка студента увязана с учебной программой конкретной учебной группы, а цифровой образовательный профиль должен быть унифицирован, как минимум, на уровне образовательной организации, а в идеале для профильной подготовки по всей стране. Проще всего создать такой профиль для уровня школьного образования, опираясь на формализованные показатели ВПР, ОГЭ и ЕГЭ на первом этапе.
Создание свободно доступных организаций контроля позволит уравнять всех учеников, независимо от модели обучения, и представлять заполненный уровень образовательного профиля всем заинтересованным лицам в любое время. В пару к профилю должен быть разработан рекомендованный график образовательной динамики, на основании которого можно в отношении каждого ученика отслеживать благополучность образовательного процесса.
Новый независимый институт добровольной квалификации освоения всех предусмотренных образовательным профилем знаний, построенный на основе опыта унифицированных процедур ВПР/ОГЭ/ЕГЭ и расширенный на все учебные курсы, изучаемые в рамках утвержденных образовательных программ, призван заменить дипломы, аттестаты и выпускные экзамены, закрывая ежегодные истерические обсуждения по поводу ОГЭ/ЕГЭ/ВПР.
Надежная независимая оценка освоения всех изучаемых тем программы и сверка с минимально необходимым наполнением образовательного профиля позволяют индивидуализировать темп завершения программы каждым учеником, уравнять в правах всех подтверждающих свой уровень освоения программы, независимо от способа обучения.
Выгодное отличие формализуемого цифрового образовательного профиля от часто обсуждаемых инструментов типа «портфолио» и «цифрового следа» в том, что профиль:
- лишен субъективности
- опирается на отработанные процедуры независимого тестирования
- лишен неоднозначности смыслов и способов формирования, присущих «портфолио» и «цифровому следу»
Портфолио желательно оставить в исходном смысле авторской подборки продуктов своей деятельности. Инструмент сбора может быть централизованным, но решение должно приниматься автором. Цифровой след желательно оставить внутренним инструментом организации образовательного процесса в рамках каждой образовательной организации.
Горизонт 5 лет Стратегии абсолютно достаточен для разработки и опытной проверки работоспособности такого подхода. Главное, сразу делать опытный инструмент нормативно достаточным, потому что практически все семьи, занятые альтернативными формами обучения, будут заинтересованы в новой возможности избежать формальных отношений с незаинтересованными школами.
Функциональная реструктуризация
Если функция контроля образовательной динамики уйдет из школы во внешние структуры, из рук учителя уходит палка негативной мотивации угрозы оценкой. Учитель сближается по логике отношений с репетитором, то есть функция помощи в образовании и/или обучении. Условия становятся более взаимозависимыми. Те семьи, которые ориентированы исключительно на формальные показатели сдачи учебного материала, будут ориентироваться на тех педагогов, которые предпочитают обучать на успех в формальных испытаниях. Те родители, для которых картина мира является важным результатом образовательного процесса, будут ориентироваться на соответствующих педагогов. Таким образом, создаются условия выбора и ответственности, о которых указано в Принципах.
Помимо подхода к образовательному процессу, общим интересом всех родителей и зоной контроля государства являются условия его проведения: эксплуатация здания, питание, медсервис, безопасность, транспорт… В логике распределения труда это совсем разные функции. Видится продуктивным разделение ответственности между разными юридическими лицами функций образовательных и обеспечивающих. Для обеспечивающих функций достаточно компетентности типа гостиничного бизнеса с детской спецификой. Те же функции, с другой стороны, являются инородными для организации учебного процесса. Если же новая Стратегия ориентирована на широкие возможности выбора, то образовательный процесс может быть весьма мозаичным, вплоть до сосуществования в одном здании разных программ, реализуемых представителями разных образовательных подходов.
В той же логике углубления специализации в задачах организации образовательного процесса может быть полезно выделять учебное оборудование, в частности и особенно цифровое, для обслуживания и сдачи в аренду педагогическим коллективам или службам обеспечения учебного процесса. Это существенно упростит совершенно несвойственных школам задач инвентаризации и обслуживания оборудования.
«Перевернутый класс»
В логике Стратегии переосмысления на этапе всеобщей цифровизации полезно выделить технологию «перевернутый класс» в приоритетную, поскольку на этой основе с близкой продуктивностью могут проходить занятия как в очном взаимодействии, в традиционном классе, так и в дистанционном. Главным преимуществом «перевернутого» формата является неизбежность активного образовательного поведения на этапе ознакомления с новым материалом в индивидуально комфортном для ученика темпе. Образовательным мотивом (именно образование здесь имеется в виду, а не обучение) для освоения нового материала является перспектива живого обсуждения освоенного материала. Принципиально новой компетентностью педагога для такой технологии является способность организовывать интересные обсуждения на учебном материале и формирование групп, в которых обсуждение будет продуктивным и заинтересованным. В частности, успешным организатором такого обсуждения может быть педагог, не являющийся специалистом по обсуждаемой тематике. Такая постановка задачи для планирования и проверки продуктивности тоже отвечает горизонту планирования в 5 лет.
Примечание
В моем блоге есть ссылки на переработанный вариант/концепт закона об образовании с учетом многих аспектов данного текста, а также на обсуждение предложений к закону. Возможно, покажется полезным опубликованный вскоре альтернативный текст к «Хартии цифрового пути школы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий