Считаю бизнес-подходы сомнительными для управления образованием. Зато большинство высоколобых подходов в управлении системой образования родом из бизнеса. Вспомним ЗУНы, компетенции, критериальное оценивание, рейтинги…
Уровень предсказуемости и совокупность показателей в бизнесе несопоставимо уже.
- Бизнес— это жесткая охота за конкретными ресурсами.
- Образование— построение картины мира с непредсказуемыми результатами, но с гипотезой о ее пользе на дальнейшей бизнес-охоте.
Именно эта непредсказуемость провоцирует на подмену целей: образование как картина мира подменяется охотой за показателями на экзамене, поэтому жизнь в системе образования становится проще и понятнее. Пожалуй, только поведенческие аспекты волнуют власти из картины мира– воспитание. Но и тут, похоже, наблюдается склонность к простым показателям лояльности.
И только те, кому дома или подвернувшиеся умные люди сумели привить ценность развития картины мира, получают непрогнозируемый заранее личный компас в жизни, облегчающий охоту. Картина мира помогает не только в конкретной охоте, но и в смене ареала охоты, объекта охоты, способа охоты. Носитель картины мира может не быть самым успешным охотником, но обладает лучшей приспособляемостью, независимо от судьбы этой конкретной охоты.
Бизнес строится в логике «цель-средства-показатели-блага». В образовании цель в процессе освоения нересурсная, она может существенно изменяться по мере погружения в новые данные и модели, происходит смена картины мира и смена запроса на следующий шаг. В процессе формирования картины мира неизмеримое число неизмеримых параметров, которые для управляемости в системе образования сильно заужают до формальных измеримых показателей, провоцируя на выхолащивание понятия «качество образования» и гонки за этим фантомом.
Из этого не следует, что нужно исключить измеримые параметры из образования. Из этого следует, что параметры должны провоцировать развитие картины мира, а не схлопывание ее до измеримых шаблонов ФГОС, упрощая формальные алгоритмы управления в системе. И только в тех образовательных отношениях, где явно заявлены именно прикладные цели как образовательный результат, могут быть простые формальные показатели качества результата как сопоставление со стандартом освоенности заявленных навыков. Такое обучение стоит называть подготовкой.
Возможно, полезнее было бы разбивать образование не на среднее/высшее и не на просвещение/образование, а на образование и обучение (подготовку). Это бы задало разные ценностные векторы управления. Но не судьба— это ценностные отличия, а не процедурные. Картина мира не строится умозрительно– нужна опора на практику. И потому образование обречено выстаивать в конкуренции с более простым в управлении обучением.
Я считаю образование главным ориентиром образовательного процесса, пусть даже его прикладная часть обеспечивает ценные и ликвидные на рынке труда навыки. Даже в школах единоборств— хороших, правильных— ценностные принципы поведения ставят выше практических силовых навыков, которые применяют только в адекватных условиях соревнований. Полезные навыки должны быть примером практической реализации картины мира, а не самоцелью. Как минимум, в школе для педагога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий