В чем я вижу геометрию? Если представить календарь как цепь засечек на орбите Земли вокруг Солнца, они слегка отстают от полного цикла, причем за 4 года это отставание набегает на целый день (високосный год). Поскольку суток в солнечном цикле больше, чем 364 (52 полные недели), мы каждый год сползаем по дням недели. В итоге каждый год надо пересматривать календарь, а то и менять выходные и рабочие дни, чтобы не получалось неуклюже.
Календарь как циферблат
Раз мы понимаем, что ключевой для Земли цикл солнечный, а орбита Земли довольно стабильна, давайте проигнорируем суточные неточности? Сделаем засечки по орбите Земли один раз, но максимально удобно для наблюдения и планирования, равномерно – как часы? Тогда все года будут одинаковы. И тогда отслеживать все земные процессы удобно и просто. И тогда планировать процессы на долгие годы удобно. И тогда анализировать динамику удобно. Мы и так знаем, что один день у нас точно выскочит за полный цикл, а раз в 4 года набежит еще один. Мы их учтем, но ради равномерности засечек на кругу закроем глаза на небольшую нестыковку.
Идея не нова даже для Древнего мира – такие использовали древние цивилизации Египта и Латинской Америки в ритуальной среде жрецов: красивое число 360 дней циклично, а остальное время праздник на 5-6 дней. У одних 30 дней на 12 месяцев с декадами (10-дневными неделями), у других 20 дней на 18 месяцев с 5-дневными неделями. Декадный вариант в течение 12 лет применяли в Парижской Коммуне, пока Наполеон всех не разогнал. 360 дней красиво делятся на любые числа до 6, но деловые привычки в мире уже диктуют 7-дневную неделю – а привычки нельзя игнорировать.
Из ряда проектов стабильных календарей акцентируем внимание на наиболее близких идее циферблата и на основе 7-дневной недели: 4 квартала по 13 недель. Получается 364 дня. Остается до полного солнечного цикла один день (или два, если високосный год). Если отойти от принципа ставить последовательные засечки, то эти 1-2 дня можно считать за рамками однократно размеченного цифрблата: либо празднично-предновогодними, либо как-угодно резервными. И тогда каждый год начинается всегда одинаково с начала новой недели. Если она праздничная (отмечаем Новый год), то «лишние» дни примыкают к праздникам и сразу становятся уже совсем не лишними.
Где талию делать будем?
Остается договориться, какой момент на орбите считать началом отсчета и как называть каждый день на этом солнечном циферблате: этот способ разметки не должен порождать путаницы с привычными датами. Ясно, что любая дата из прошлого однозначно ложится на этот фиксированный циферблат. В том числе последние дни года, поскольку их тоже учитывают, но не продолжают делать за ними засечки следующего года, а начиная каждый год заново.
Мне кажется удачной идея привязки к фазам Солнца. Правда, они слегка «плавают» из-за високосной цикличности и прецессии земной оси (колебания направления, как у юлы). Чтобы вместе с этим не крутить календарь-циферблат (а именно в его стабильности идея), фазы Солнца должны всегда попадать в ожидаемый диапазон. Если начинать год с 20 декабря (по григорианскому календарю), то они будут всегда происходить на первой неделе каждого квартала.
Время Робинзона Крузо
Время – искусственное понятие, отражающее соотношение скоростей разных наблюдаемых процессов. Для оценки скорости медленных процессов берут в качестве линейки более быстрые, желательно циклические, которые можно считать одинаковыми. Знаменитый мультфильм про длину удава – «а в попугаях я гораздо длиннее» – прекрасно отражает и динамичную логику.
Органичным атомом времени бытовой жизни человека являются сутки. Следующими циклическими процессами, по которым логично отслеживать скорость жизненных процессов (или протяженность их в искусственном конструкте «времени»), можно считать циклы Луны и Солнца, правда с учетом пары неудобств:
- неровно ложится лунный цикл на суточный цикл (29-30 суток);
- 12 лунных циклов примерно на 11 дней отстают от солнечного цикла.
Пока жизнь неспешная, планируемая по текущим потребностям, это неважно. А когда возникает необходимость более четко планировать дни наперед, а то и на годы, становится неудобно, да и подгонять эти нестыковки совсем не просто. Отсюда и динамика смены календарей от лунных к лунно-солнечным, а потом и к римскому (юлианскому или григорианскому – непринципиально). Чем проще правило, тем меньше отговорок при сборе налогов – ведь именно в этом изначально ключевая цель календаря. Более того, чтобы не было сомнений, изначальный римский календарь считал дни не ОТ начала месяца (как мы привыкли), а ДО его начала – сколько осталось до дня уплаты налогов, «календы», который приходился на первый день каждого месяца.
Главное достоинство римского календаря, введенного Цезарем, что он, не сильно меняя привычный календарь для Рима, существенно упрощал правила поправок: из года в год календарь стал совершенно одинаков и только раз в 4 года была нужна одна простая поправка на один день. Это оказалось настолько удобно, что на него перешел в планировании деловых отношений весь мир. Однако при современных недельных ритмах даже мелкие несоответствия месяцев и кварталов, ничтожные для древнего мира, становятся заметным неудобством (плюс ежегодное сползание календаря по дням недели).
Чтобы следить за календарными циклами, мы до сих пор используем прием Робинзона Крузо: делать засечки каждый день. Кто застал перекидные календари, тот понимает, что это по смыслу те же засечки. Модные деловые настенные календари со сползающим окошком напротив текущей даты – то же самое по смыслу. А у засечек ключевое следствие – они продолжаются от ранее сделанных.