29 мая 2013 г.

Антикризисная модель образования

согласующая интересы и ответственность всех участников

PS. Обновлено и дополнено в 2015, ссылки на развитие внизу.

  1. Обоснование тезиса о системном кризисе системы образования

    Бесконечная реформа образования, начавшаяся явно с середины 70-х годов 20-го века, а неявно еще раньше, привела в наше время к истерической реакции общества, которое теперь подвергает массовой обструкции любые предложения об изменениях. Популярным лозунгом в этих дискуссиях звучит призыв все отменить и вернуться в "советскую школу" как доказавшую свою эффективность успехами СССР в промышленности, науке, космосе и даже в защите Отечества.

    Можно было бы обсуждать аргументы сторонников разных подходов к развитию системы образования, но не может не настораживать тот факт, что за рубежом тоже идут жаркие дискуссии о системе образования. Напрашивается вывод о системном цивилизационном кризисе системы образования. Тогда исчезают аргументы, демонизирующие чиновников от образования за искусственность реформ, ибо реформа неизбежна, коли система не справляется со своими задачами. А правильно провести реформу не удается, т.к. не осознана новая задача, ибо не дело чиновника создавать новые системы - он поставлен управлять вверенной ему системой.

    Оценим традиционную систему образования.

    Она создавалась в условиях массовой безграмотности, ограниченного числа грамотных людей, которые становились проводниками безграмотных. Наиболее эффективной моделью решения задачи массового всеобуча стал образовательный конвейер: стандартизованные программы, обеспечивающие стандартизованных выпускников. Чем лучше учитель проводил по стандартной траектории, тем надежнее безграмотный или малограмотный ученик попадал в образованное общество. Получался социальный лифт для тех, кто точно и послушно выполнял задания учителя. Этот лифт был главным мотивирующим фактором ученика слушать указания учителя. В поколении детей войны не выполнить задание учителя – совершенно невозможная ситуация.

    По мере решения задачи всеобуча потребности в образовании менялись, т.к. и общий уровень образованности общества рос, и потребности образовательные становились все более разнообразными, и функция социального лифта для все большего числа учеников становилась сомнительной, т.к. роль лифта брали на себя имеющие образование и полезные связи родители. В ответ на эти изменения появились внешкольные образовательные структуры и специализированные школы. То, что спецшколы инородны исходной системе, говорит тот факт, что их несколько раз директивно под разными предлогами разваливали, несмотря на успешность выпускников, но они вновь возрождались через некоторое время. До сих пор идут споры о соотношении избирательности и равенства возможностей с аргументацией на основе природного неравенства людей, их способностей и стремлений, с одной стороны, и по разному понимаемой справедливости, с другой.

    Если же рассмотреть мотивацию ученика как главную движущую силу его образования, то для все более широкого круга лиц потребность выполнять указания учителя становится все более сомнительной, особенно в условиях потери значимости текущих отметок успеваемости. Отметки и раньше работали на самой неэффективной модели негативной мотивации, а сейчас и вовсе потеряли вес.

    Таким образом, устаревшая модель системы образования, построенная для малограмотного общества, готового в лице практически любого своего члена любой ценой "выйти в люди", просто вошла в конфликт с новой ситуацией и не отвечает мотивации ее участников. Я уделил особое внимание мотивации ученика, но и другие участники тоже неудовлетворены своей деятельностью.

    Самой уязвимой фигурой в современной школе является директор, который, с одной стороны, отвечает за все, как руководитель любой коммерческой структуры. С другой стороны, у него на соблюдение всех требований предельно мало ресурсов. А с третьей стороны, он постоянно находится под давлением органов управления с риском быть уволенным без объяснения причин.

    Однако чаще всего, на повестке дня стоит тема статуса учителя. На мой взгляд, внешние меры не могут его изменить. Версия о возможности купить статус высокой зарплатой ошибочна – неоправданно высокая зарплата, кроме избыточных издержек, развращает сотрудников. Рискую навлечь гнев коллег по цеху, но бездарно вброшенные в образование деньги уже оказали мощное развращающее действие. Те же деньги, вводимые более осмысленно, могли заметно более продуктивно повлиять на систему, поддержать развитие современных и более эффективных технологий. Попытки хитрыми зарплатными схемами выявить полезных и вымыть непродуктивных учителей вызывают большое сомнение. Оказывается, в США тоже пытались идти по этому пути и, несмотря на заметно больший опыт жизни в капиталистическом обществе, не смогли достичь поставленной цели.

    Не секрет, что главным капиталом сегодня считается именно человеческий капитал, поэтому кадровый менеджмент сегодня довольно хорошо развит. Одна из базовых рекомендаций – не пытайтесь удерживать сотрудника только зарплатой: всегда найдется тот, кто заплатит больше. Сотруднику должно быть комфортно на работе, работа в данном коллективе ему должна нравиться. Если в системе образования удастся создать условия, когда всем участникам комфортно на работе (включая разумную зарплату), проблема статуса решится сама собой.

    Важной проблемой стало постепенное исчезновение настоящего заказчика образования, роль которого в ранне-советское время играло государство. По исторической инерции контроль за образовательным процессом ведут органы власти, хотя заказчиком системы образования в полном смысле они уже не являются. Разговоры об ориентации на родителя как заказчика тоже не делают его заказчиком. Отсутствие внятного заказчика приводит к нежизнеспособным системам оценки качества образования и обоснованно жестким дискуссиям относительно самого понятия "качество образования".

  2. Гипотеза о новой цели и предложение модели системы образования

    В современных условиях, когда в 2-3 щелчка по экрану можно получить любую информацию, учитель не может являться носителем знания. Разжевывать знания в любом объеме и любого качества сегодня можно без учителя и даже бесплатно. Поэтому важнейшей целью системы образования становится возможность обеспечить каждому его собственную, оптимальную именно для него, образовательную траекторию, программу.


    2.1. Совершенно очевидно, что далеко не все смогут сами ориентироваться в океане знаний. С уверенностью можно утверждать обратное: только единицы смогут без профессиональной помощи подобрать оптимальный образовательный маршрут. Таким образом, при реализации предложенной новой цели системы образования ключевой задачей педагогики становится образовательная диагностика ученика и подготовка предложений по его образовательной навигации в мире разнообразных образовательных услуг. Это сравнительно новая педагогическая функция, но она уже развивается под названием "тьютор". Пока грамотный тьютор востребован только в семейном образовании.

    2.2. Разнообразные образовательные траектории совершенно очевидно входят в противоречие с традиционными едиными образовательными программами. Разнообразные траектории возможны только на базе разнообразных образовательных моделей, реализуемых в разных школах. Разнообразие возможно только при наличии мозаики самых разных школ и форм образовательного процесса, образа жизни в них. Реализовывать их должны привычные нам учителя, необремененные никакими требованиями свыше, кроме норм безопасности и согласованных с родителями условий образовательного договора. Основная их задача – обеспечить интересный и эффективный образовательный процесс в соответствии со своими профессиональными целями и задачами с открытыми для субъективной оценки результатами. Решение такой задачи возможно только в условиях полной независимости образовательного коллектива от любых регламентирующих властных органов и ограничиваться условиями договора. Компенсацией за независимость должен являться срочный характер договора и соревновательный принцип заключения его на каждый срок.

    2.3. Поскольку новая образовательная задача требует концентрации на творческом решении и мотивации, задача обеспечить бытовые условия для ведения образовательного процесса должна возлагаться на отдельную структуру. Наиболее логичным кажется увязка администрации, эксплуатирующей здание и всю инфраструктуру, с муниципальными органами власти. Подобное разделение функций уже имеет место в Самарской области и, в виду успешности, популяризируется на различных конференциях.

    2.4. Для унификации образовательного пространства, независимо от способа и места получения образования, необходимы независимые структуры проверки квалификации всех уровней - квалификационные центры. Если бизнес квалификационной оценки будет для этих организаций основным, они окажутся заинтересованы в достоверной оценке и разгрузят существующие кадровые службы от оценочных процедур: от достоверности будут зависеть их договора и доходы.

  3. Механизмы управления предложенной моделью

    Важной особенностью предлагаемой модели является взаимоувязка интересов и ответственности всех взаимодействующих структур. Это упрощает задачи внешнего контроля образовательных организаций, от которых они сегодня обоснованно стонут, но без которых нет уверенности в соблюдении требований к организации образовательного процесса. Многие из упомянутых в модели функций реализуются и сейчас, но в общей вертикали – тем самым, они оказываются во взаимоподчиненном положении. Если же они будут в независимом положении, они начнут сами друг друга контролировать вплоть до гражданско-правового способа отстаивания условий договора.

    Разделение функций на независимые структуры позволяет четче сформулировать цели и задачи каждой структуры, разводя зоны ответственности в соответствии с их основными зонами интересов. Это упрощает поиск механизмов мотивации и/или оценки эффективности. Например, служба обеспечения, помимо соблюдения всех нормативов, может оцениваться по количеству проведенных на ее территории образовательных человеко-часов с различными коэффициентами в зависимости от различных особенностей. Это будет стимулировать их на максимальную образовательную занятость помещений с учетом их особенностей, значимости.

    В мозаике образовательных моделей могут быть разные заказчики образования, Чаще всего, это могут быть ученики и их родители, которым тьюторы и педагоги оказывают помощь в выборе траектории и в обучении, соответственно. Возможны организации, ориентированные на подготовку в конкретные организации, которые и будут заказчиками. В ряде случаев, заказчиком могут выступать научно-педагогические организации, проверяющие какие-то модели или формирующие лидерские модели образования в качестве ориентира для остальных.

    Оценкой деятельности тьюторов и преподавателей в этой ситуации занимаются сами заказчики. Соответственно, системы оценки и стимулирования могут быть совершенно разными и определяться традиционными гражданско-правовыми механизмами.

    Одним из инструментов самоорганизации могут являться образовательные сертификаты, выделяемые государством каждому ученику. Они должны иметь возможность дробиться до одного учебного часа, чтобы можно было гибко использовать их для разных занятий в разных образовательных организациях. Для оплаты услуг могут приниматься и сертификаты, и деньги. Можно для государственных образовательных организаций предусмотреть ограничения по соотношению суммы денег и сертификатов.

    Если инновации действительно являются государственным приоритетом, за успехи в образовании ученики могут получать дополнительные образовательные сертификаты, сообразно масштабу успехов.

    Важным фактором государственного управления для обеспечения баланса спроса и предложения различных образовательных моделей может быть финансовое поощрение более востребованных моделей в виде госзаданий или образовательных конкурсов для аренды помещений.

    Ключевой особенностью данной модели является непрямое управление: информацией и стимулирующим финансированием при заключении срочного договора.

    Компенсацией срочности договора должны быть гарантии повышения квалификации или переквалификации в случае незаключения преподавателем договора.

  4. Риски предлагаемой модели

    • 4.1. Борьба за доминирование между руководителем образовательной структуры и руководителем службы обеспечения.
    • 4.2. Потеря влияния на оперативное управление учителями, учениками и родителями
    • 4.3. Неумение управлять с помощью информации
    • 4.4. Неналаженный бизнес в области оценки компетенций
    • 4.5. Отсутствие достоверной оценки стоимости разных образовательных услуг
    • 4.6. Отсутствие практики подготовки преподавателей, способных построить увлекательный образовательный процесс
    • 4.7. Отсутствие представлений о возможной образовательной динамике в условиях свободного определения
    • 4.8. Протест педагогов против срочных договоров
    • 4.9. Неопределенность отношений собственности в отношении технологического оборудования, используемого в образовательном процессе: с одной стороны, оно относится к инфраструктуре, с другой, от выбора оборудования зависят возможности применения (требуется уточнение или отнесение его на отдельную аутсорсинговую структуру)
    • 4.10.Сбои биллинговой системы учета сертификатов

  5. Достоинства модели

    • 5.1. Распределение ответственности с понятными целевыми функциями
    • 5.2. Увязка ответственности с основной сферой интересов исполнителя
    • 5.3. Стирание границ между основным и дополнительным образованием
    • 5.4. Транслируемость на все уровни образования
    • 5.5. Гибкость в формировании образовательной политики до слепого консерватизма
    • 5.6. Наследование контролирующих механизмов для жизнеобеспечения
    • 5.7. Независимость механизмов итогового тестирования
    • 5.8. Возможность родителей выбрать стиль и формы образования
    • 5.9. Передача влияния на образовательную политику заказчикам
    • 5.10.Перевод управления на информационный режим, работа на мотивацию
    • 5.11.Завершение дискуссии о платности образования

Этапность внедрения модели

На первом этапе достаточно реализовать Самарскую модель разделения зон влияния образовательной организации и обслуживающей организации. Это создает условия для последующих экспериментов по построению отношений между ними и с каждой в отдельности. Системно важное при этом – возможность образовательной организации начать самостоятельное развитие в образовательной сфере без изменения остальных контрольных мероприятий по обслуживанию здания.

В дальнейшем, по мере готовности центров оценки квалификации, можно начинать эксперименты с независимыми образовательными коллективами без риска потери управляемости системы в целом.

О высшем образовании

Среднее образование более устойчиво, т.к. оно несет в себе не только образовательную функцию, но и важную социальную функцию «камеры хранения». Профессиональное образование должно отвечать именно образовательным запросам обучающихся и рынка труда. Поскольку профессиональное образование является логичным продолжением среднего образования, обеспечение его органичного функционирования одновременно формирует продуктивную мотивацию обучающихся в среднем звене.

Перестройку высшего образования имеет смысл строить на основании унификации и более мелкой грануляции родственных учебных курсов. Это позволит строить индивидуальную образовательную траекторию без жесткой привязки к конкретной специализации и к конкретным вузам, включая возможности дистанционного изучения, в том числе посредством MOOC. Квалификация освоения таких гранулированных курсов должна быть надежно обеспечена внешними центрами квалификации. В таком случае, специализация будет определяться на основании траектории освоенных курсов на уровне квалификационных центров либо на уровне заказчика кадров. Сами эти квалификационные центры должны прийти на смену и в развитие раздражающего многих ЕГЭ как инструмента независимой оценки способности решать стандартизованные задачи.

Диплом, как квалифицирующий документ, в этом случае становится не актуален, а появление новых профессий становится существенно более простой задачей, связанной с освоением на традиционной базе курсов нескольких новых модулей. Увязка квалификации с едиными базами данных на портале госуслуг делает оценку компетенции специалиста намного более простой и тонкой задачей, чем проверка традиционного диплома об образовании.

При этих подходах задачи выпускных и вступительных экзаменов исчезают за ненадобностью. Применение образовательных сертификатов (ваучеров) снимает с государства задачу непосредственного финансирования вузов и превращает сферу образования в полноценное гражданско-правовое пространство.

Для реализации новой системы образования, предлагаемой или любой иной, необходимо исходить из невозможности резких изменений. Способ реализации должен подразумевать создание условий для постепенного прорастания новой системы из старой.

Архив материалов по модели до доклада в КГИ:


PS. Публикации в логике развития модели после доклада в КГИ:

Отправить комментарий