12 апр. 2015 г.

Образовательная мотивация

(дополнено в 2016 по итогам дискуссий)

Мотивация– ключевое слово в образовании и в теории деятельности. Однако подходы к нему самые разные. Даже при одинаковом словесном использовании смыслы могут совершенно отличаться. На меня легло вполне определенное понимание и я решил его вынести во внешнее представление, чтобы можно было просто адресовать на него тех, с кем приходится обсуждать проблемы образования.

Начать хочу с критики очень популярного подхода, который традиционно преподается во многих педагогических вузах: что бывает мотивация внешняя и внутренняя. Но этот подход продиктован ориентацией на внешний локус контроль, когда ставится задача «пастуха»– доставить скот в нужное место. Хороший пастух гибко маневрирует стадом и оставляет ему возможность локального выбора траектории движения, но в глобальном плане он гонит стадо туда, куда считает нужным сам. Пока корова лояльна и движется в нужном пастуху направлении, она его не очень беспокоит, хотя хороший пастух должен понимать ее мотив: она искренне с ним или опасается наказания? Когда корова начинает фордыбачить, на нее можно повлиять пресловутыми кнутом или пряником.

Так и появляется в этой логике позитивная и негативная мотивация как способы

  • либо анализа внутренних мотивов лояльного объекта влияния,
  • либо выбора способа влияния на объект в своих целях.

В целях манипуляции ведомым объектом такая 2-уровневая классификация имеет право на жизнь.

Для отношений на основе внутреннего локус контроля не бывает внешней мотивации. Мотивация может быть только внутренней. Для приведенного примера с коровой, это может быть стремлением к прянику или стремлением избежать кнута, но оба мотива внутренние, связанные с внешними атрибутами ее деятельности.

Самый жесткий контр-вопрос из традиционной манипулятивной модели мотивации: «Раз мотивация только внутренняя и ученик чего-то не хочет, учитель может просто разводить руками?».

Учитель и в традиционной модели часто разводит руками– это не зависит от модели мотивации. Это зависит от его способности организовать деятельность ученика. Если принять, что любой человек действует в соответствии со своей внутренней мотивацией, хороший учитель должен ее учитывать при сценировании образовательной деятельности. И не забывать, что любая мотивация формируется исключительно на опыте деятельности. Если учитель, опираясь на внутреннюю мотивацию ученика, сумеет ввести его в такую деятельность, которая изменит его мотивацию, то учитель успешный. При таком подходе становится значимо целеполагание деятельности для анализа и формирования мотивации.

Другой контр-вопрос: «Если человек всегда ведомый, включается практически в любую предложенную извне деятельность, его мотивация очевидно же внешняя?». С управленческой позиции, конечно. Если интересует ученик и разработка сценариев для пользы его развития, констатация «внешней мотивации» тупикова. Постарайтесь понять его цели. Например, ему может быть важен процесс общения или ощущение своей полезности другим, факт нахождения в команде, независимо от содержания и предмета самой деятельности.

У деятельности может быть много целей. Люди играют в футбол, чтобы забить гол– это правила игры, определения победителя. Однако туча людей продолжает играть, регулярно проигрывая. Еще туча людей сами не играют, но регулярно ходят болеть. А из них заметная группа называет себя болельщиками, но увлеченно вступает в конфликты с себе подобными, вплоть до уличных беспорядков и уголовных наказаний. Среди них всех есть те, кто просто дорожит общностью, в которую случайно попали.

В близкой мне модели мотивации используется схожая терминология, но трактовка понятий заметно отличается. Здесь различают 3 вида мотивации по цели деятельности:

  • негативная с целью избегания неприятностей
  • соревновательная с целью достижения некого приза
  • позитивная с целью получения собственно результата действия, когда достижение результата является наградой за усилие– именно к этому человек и стремился.

Легко понять, почему такая трактовка позитивной мотивации в примерах на базе традиционной модели даже не рассматривается– потому что в реальной школе обычно такой мотивации нет!

  • Традиционная школа работает преимущественно на негативной мотивации наказания "двойкой", замечания в дневник и вызова родителей в школу.
  • Высоким достижением являются конфетки в виде "пятерок" или, как сейчас становится модно, в виде геймификации "скилами", "фишками", рейтингами. Учитель, способный организовать активное соревнование на основе образовательных навыков, становится героем-передовиком на фоне традиционных пастухов с кнутами в виде "двойки".
  • Однако задача сформировать настоящую позитивную мотивацию, при которой ученик получает удовольствие от нового знания, ставится крайне редко.

Мне повезло– я учился в сильной физмат-школе, где были сложные задачи и мы получали удовольствие от интеллектуальных побед над собой. Но и там это было не на всех предметах и не всегда.

Главная задача современного образования на этапе ухода от индустриального образовательного конвейера– научиться организовывать образовательный процесс на позитивной мотивации. Иного просто не дано– иного образования скоро не будет.


Подробнее об оценках и отметках:

Отправить комментарий