- как процесс формирования чего-то нового
- как результат этого процесса (новообразование)
Многообразие смыслов слова «образование» в культурном контексте сгруппировано в той же логике и расширено сферой деятельности:
- Образование как процесс– адаптация индивидуума к современному социуму, основанному на сложных интеллектуальных моделях, эмоциональных проявлениях, коммуникационных формах:
- Образование как творение
- формирование образа Бога в человеке
- формирование картины мира (разночтения: в бытовом смысле, существующем у любого, или в философском, как онтологии, доступной далеко не всем)
- Субъектный подход: Образование как модель мышления– способ познания мира, формирование представления о мироздании на основании личной познавательной активности.
- как ценность– осознанная потребность к познанию мира, к формированию нового знания, к открытию новых форм, к интеллектуальной деятельности.
- как цель– стремление приобрести компетенции для самореализации в обществе по содержательным и/или формальным основаниям.
- как способность творить собственный мир и участвовать в сотворении мира вокруг (Владимир Никитин).
- как развивающий досуг, игра– освоение новых отношений, форм деятельности без рисков реального ущерба традиционным жизненным обязательствам (риски обусловлены не объективными потребностями, а собственным желанием участвовать в игре).
- как согласование картин мира между субъектами
- Объектный подход: Образование как обучение и воспитание– целенаправленная внешняя деятельность по передаче знаний и навыков, трансляция культурных норм в виде декларируемых компетенций, в том числе норм поведения. Может рассматриваться, в том числе:
- как прогрессивизм– зона прорыва в будущее.
- как прагматизм– инструмент решения текущих общественных задач.
- как консервация– процесс накопления и трансляции коллективной / социальной памяти, способ удержания общественных норм и образцов.
- как насилие– воспроизводство всего социально ценного страны.
- как подавление свободы–«Образование должно быть направлено на уничтожение свободной воли, так, чтобы после него ученики были не в состоянии на протяжении всей своей жизни мыслить или действовать иначе, чем хотелось бы их школьным учителям», Johann Gottlieb Fichte (1762-1814)
- как война– экспансия своих культурных образцов на культуру других стран и/или защита своих культурных норм от вытесняющих заимствований.
- Образование как результат– совокупность компетентностей субъекта.
- как ценз– документально подтвержденная компетентность субъекта на соответствие нормативным компетенциям.
- как статус– компетентность субъекта, придающая значимость его/ее аргументам и ролевой функции в группе.
- как образованность– субъективная оценка компетентности лица относительно обсуждаемой темы или группы лиц.
- Образование как сфера социальной жизни– «система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию)» (©А.Н.Леонтьев).
- как сфера деятельности– совокупность объектов, субъектов и решаемых ими задач, связанных с обучением.
- как система– структурированное представление образования как сферы деятельности с учетом взаимосвязей в контексте управления ею.
- как общественное благо– декларированная в законах система государственной поддержки образования как системы.
- как рынок– сфера образования в качестве потребителя товаров и услуг.
- как трудовая функция– способ профессионального участия в образовании как процессе:
- как служба– профессиональная деятельность, связанная с образованием как сферой деятельности в соответствии с должностными обязанностями.
- как служение или миссионерство– личностная установка на распространение образования как культуры.
- как услуга– обучение декларируемым компетенциям (образовательный продукт).
Комментариев нет:
Отправить комментарий