6 февр. 2016 г.

Единство формы и содержания

Реализация давних дискуссий о форменной одежде для учителей в одной из школ подтолкнула к оценке под углом зрения единства формы и содержания.

Унифицированная форма органична для унифицированного содержания.

Практически все, носящие форму, являются носителями весьма формальных инструкций: военные, милиция, врачи, стюардессы, официанты, эстрадные коллективы. Это не мешает им иметь индивидуальность, но в мир они несут унифицированный смысл своих должностных инструкций.

Если учитель тоже несёт в мир себя под углом зрения унифицированных программ, учебников, форм работы, наличие форменной одежды усилит этот акцент и для него самого, и для окружающего мира.

Если образовательный процесс в школе делает акцент на разнообразии, самоопределении, выборе и взаимодействии в разных формах, имеет смысл поддержать это разнообразием одежды. Это не отменяет общих принципов, dress code, но и он зависит от широты разнообразия и уровня культуры его носителей.

Аналогично для учеников.

Если школа призвана готовить примерно одинаково всех учеников, школьная форма будет способствовать унификации процесса, отношений и поведения участников.

Если говорить об индивидуальных образовательных траекториях, построение которых совсем нетривиальная задача, школьная форма была бы дополнительной помехой.

Рассуждения об облегчении задачи родителям, на мой взгляд, вторичны. Актуальнее проблема отличать молодых учителей, если ученики без формы :)

PS. ФБ-провокация директора московской школы 415 Матвея Говорущенко удалась (ФБ-ссылка).

Отправить комментарий