16 нояб. 2005 г.

Сборка на тему религии со старого сайта

По следам 3-х религий

После поездки по местам зарождения важнейших мировых религий осталось ощущение удивления, как люди из абсолютно одинаковых базовых установок могут найти повод для конфликта. Попробую изложить свою схему рассуждений на основании увиденного, услышанного, передуманного.

Любое религиозное течение можно условно разложить на теоретические установки (Т) и обрядовые мероприятия (О).

  • Под Т я понимаю все базовые представления: что, откуда, зачем и почему.

  • Под О я понимаю всю внешнюю атрибутику поведения: режим питания, сна, правила поведения, одежда, молитвы, праздники и т.д.

Общее

  1. В основании всех наиболее массовых религиозных конфессий (иудаизм, христианство, ислам- перечислены в хронологическом порядке) лежит абсолютно идентичное Т-начало. Даже события, связанные с Христом, излагаются практически одинаково.

    Ключевое несоответствие в именах действующих лиц и названиях, как выяснилось во время экскурсий, объясняется средствами структурной лингвистики и происходит из-за специфики перевода. В частности, при переводе с иврита на греческий все отсутствующие в греческом языке буквы "ш" заменены на "с" (шаббат-саббат-суббота). При переводе на арабский по аналогичным причинам заменена "б" на "в" и т.д. (все замены и конкретные примеры мне запомнить не удалось).

    Если провести соответствующие коррекции, практически все имена собственные сходятся. Интересная особенность в отношении главного героя христианства после проведения данной лингвистической коррекции:

    • Иисус Христос означает не имя собственное, а титул - Царь Спаситель.

    Утверждается, что среди описанных в Талмуде иудейских пророков есть тот, кто, возможно, и является главным действующим лицом христианства.

  2. Все О объединяет направленность на закрепление поведенческих норм.

Расхождения

  1. Т-расхождения основаны на дальнейших толкованиях в развитии базовых положений. Больше всего меня поразила фраза экскурсовода о том, что евреи должны быть благодарны за арабское окружение, т.к. без необходимости сплачиваться вокруг общей угрозы расхождения в толкованиях Т раскидали бы их далеко друг от друга. Это мне напомнило и о жарких дискуссиях в христианских конфессиях, и о спорах различных исламских течений.

    Впечатлило и утверждение о невозможности провозглашения "джихад" в отношении иудеев и христиан, т.к. они объявлены в Коране правоверными, хотя и заблудшими (иудеи после Вавилонского плена не туда пошли в развитии Т, а христиане неправильно поняли Христа).

  2. О-расхождения очень напоминают уважение к закономерностям быта народов, исповедующих то или иное религиозное направление.

Попробую сформулировать обобщенный образ любого из данных религиозный течений:

  • Т. Есть единый Б-г, который создал Землю и все на ней. Он требует соблюдения духовных правил взаимоотношения между людьми, которые подразумевают уважение других и необходимость конструктивного неагрессивного сосуществования с ними (хотя и предусмотрена возможность защиты). Он поощряет распространение знания о себе на тех, кто не ведает.

  • О. Есть определенный свод правил поведения во всех сферах жизни, которые помогают сплотиться всем сторонникам данного течения. Одним из средств сплочения провозглашается структура пастырей, которые лучше знают, что делать в сложных и/или нестандартных ситуациях.

Если провести аналогию между человечеством и детским садом, воспитателям нужно научить детей, что совместно играть лучше и приятнее, чем отнимать игрушки друг у друга. В каждой группе детского сада разные воспитатели по-своему пытаются делать эту работу в надежде, что, научившись взаимодействовать, дети смогут так же вести себя и после детского сада.

Судя по распространенности религий, задача обучения большинства детей этим правилам могла бы считаться решенной, однако дети правила поведения в своей группе поставили выше принципа, на котором эти правила основаны, и начали враждовать с другой группой. Поэтому теперь у воспитателей появилась новая задача

  • не разрушая системы отношений в своих группах, научить детей тому же самому в отношении детей из других групп.

Нужно ли для этого ждать мессию или достаточно представителей в виде церковных структур всех конфессий? Думаю, это зависит от уровня и ответственности этих представителей.

Опять у Израиля есть шанс открыть глаза всему миру, если удастся решить проблему, как ужиться в условиях тесного соприкосновения разных культур.

16.11.2005


Рождественские фантазии

Можно ли во благо развития цивилизации объединить в одно русло
мощь всех религиозных конфессий без ущерба для каждой из них?

  • Во всем промысел Божий. Человек обращает его во благо или во зло делами и помыслами своими.

  • Главное, что дается человеку в жизни- это любовь. Многие лики у того, что зовет человек любовью - от утоления низменных потребностей до великого счастья. По заслуге награда.

  • Отвечает человек тем, что заслужил сам:

    • жалок довольствующийся малым

    • велик видящий в малом Великое

    • истинно Великое в служении

  • Люди судят друг друга за дела. Бог судит за помыслы.

    Истинный суд не знает мести.

    Себя судить может каждый:

    • готов к Суду Божьему, кто мудро судит себя

    • Суд Страшный для того, кто страшится судить себя

  • Нет дверей у Бога. Каждый идет к нему своей дорогой. Никто не вправе стоять на пути. Задача пастыря - помочь каждому дорогу найти свою.

Эти мысли родились в преддверии православного Рождества в надежде найти единство для разных религиозных конфессий. Если они все-же кого-то в чем-то ущемляют, прошу прощения.

06.01.2006


На чем летают боги?

Гипотеза: для общности людей часто важнее не общность мыслей, а общность поведения.

В этом легко убедиться, наблюдая за групповыми мероприятиями в любых проявлениях. Вспомните различные массовые шествия, традиционные праздничные застолья, скаутские/пионерские сборы и многое-многое другое.

О причине этой закономерности мне помог догадаться юный гость из Израиля. Мальчик настойчиво просил показать ему "плохих людей" и объяснить, чем они плохи (в Израиле весьма остро стоит проблема терроризма). В качестве "плохих" мы решили предложить ему пьяных. Каково же было наше удивление, когда он, увидев пьяного, успокоился!

Мальчику был нужен источник опасности и внешний признак, по которому его можно отличить. Этот принцип унаследован нами от животных, которые по ряду внешних поведенческих признаков отличают членов своей группы от чужих.

Яркий пример технической реализации этого принципа представлен в авиации: система распознавания принадлежности самолета имеет очень выразительное название "свой-чужой".

Таким образом, сидящая глубоко в подсознании система животного происхождения "свой-чужой" заставляет нас чувствовать близость с другими людьми на основании общности поведения. Именно поэтому успешная организация людей возможна только при наличии хорошо проработанной системы обрядов, отличающей ее от других.

Ярким примером зависимости общности от хорошо проработанной системы обрядов является религия. Ни для кого не секрет, что далеко не все приверженцы религиозных конфессий являются глубоко верующими, но даже формальное соблюдение обрядов обеспечивает им полноценное "членство". Более того, наиболее агрессивные приверженцы и защитники любого из религиозных направлений часто имеют весьма слабое представление об идейной стороне, зато строго судят всех за отклонения от обрядов.

Сплачивающая сила религии явилась основой развития современной цивилизации. Нарастание межконфессионной конфронтации со стороны, например, исламского фундаментализма показывает, что эта сила может являться преградой для мирного развития. Движение к консолидации усилий религиозных конфессий на самом высоком уровне вносит надежду на прогресс.

Фильм "Эксперимент" режиссера Оливера Хиршбигеля (2001 г.) как художественная экранизация реального эксперимента в области социальной психологии Филипа Зимбардо, профессора Стэндфордского университета, позволяет выдвинуть и более смелое предположение, что стандарты поведения группы имеют определяющее влияние на стандарты мышления для большинства членов группы.

Кратко для тех, кто забыл или не смотрел фильм. Набрали волонтеров, которые должны были просто выполнять правила игры в "тюрьму": часть волонтеров оказалась "заключенными", а остальные "надзирателями". Оказалось, что мышление, поведение и лидерство в группах доселе мирных волонтеров очень быстро изменилось.

Понимание механизма "свой-чужой" позволяет иначе взглянуть на различные группы людей и избежать риска оказаться "не в своей тарелке". Важным результатом может быть умение распознавать массовые манипуляции, основанные на этих особенностях подсознательного восприятия группового поведения. В частности, "законы толпы" основаны, полагаю, на тех же принципах.

5.1.2006


Должна ли наша славная культура считаться православной?

Дискуссии по поводу введения в школьную программу предмета "Православная культура" затронули интересы многих:

  • одни, ссылаясь на статистическое превалирование над другими конфессиями и, как следствие, неизбежное влияние на все, видят в этом естественный характер культуры России в целом

  • другие, ссылаясь на многоконфессиональность России, видят в этом ущемление прав неправославных конфессий

  • третьи, ссылаясь на название, опасаются проникновения религиозного образования в светскую школу, что противоречит законодательству.

Попытки выделить любую из этих позиций логическими построениями безнадежны в виду логичности каждой из них. Поэтому я попробую зайти еще с одной стороны.

Представим себе поселок-аул-кишлак, в котором живут представители разных взглядов, конфессий. Не все у них всегда ладно между собой, особенно, у молодежи, но уважаемые старейшины держат свои семьи в строгости и в целом живут мирно, т.к. деликатно избегают задевать тонкие струны друг друга. Подчас даже подыгрывают, отмечая специфические праздники друг друга, не говоря уже о поминальных событиях.

Полагаю, такое состояние разнородного социума безусловно подпадает под определение "культура", в частности, как "совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений".

Проведем мысленный эксперимент в этом поселке-ауле-кишлаке: громко назовем его культуру по названию общины (конфессии) с наиболее значимой статистической долей жителей.

Теперь несколько вопросов:

  1. Что будет происходить с культурой данного поселка-аула-кишлака после этого?

  2. Хотим ли мы этого?

  3. На какие части МЫ разделимся, отвечая на предыдущий вопрос? И как далеко МЫ готовы разойтись?

  4. Были бы ущемлены чувства жителей, если бы обобщающие термины не включали названий ни одной из общин (конфессий)?

  5. Стоит ли рассказывать молодежи о корнях и особенностях культур (религий) различных групп населения, в том числе, их поселка-аула-кишлака?

05.02.2007

Отправить комментарий