8 февр. 2013 г.

«Детки в клетке» или ФИБ-2013

Форум безопасного Интернета прошел в РИА Новости 7 февраля 2013 года. Беглые заметки, которые я делал по ходу выступлений, выложил в комментариях без правки.
Главное ощущение, что нас старательно убеждали в отсутствии цензуры и необходимости обезопасить Интернет от запредельной грязи, которая там живет. Я даже верю, что занимающиеся этим люди искренни в своих намерениях, но те решения, которые они реализуют, у меня вызывают, мягко говоря, недоумение.
В реальной жизни преступников ловят и заключают в клетку. Нормальные люди свободно перемещаются, хотя могут столкнуться с преступником, которого еще не поймали или который убежал.
В Интернете, почему-то, предлагают обратную схему: чтобы преступник не напал, заключить в клетку — «белый список» — нормальных людей. И уже началась гонка среди создателей таких клеток.
Меня такая логика категорически не устраивает. Я готов согласиться с белым списком для маленьких детей. Если говорить о школе, то он удобнее в ряде случаев, чтобы снизить время блужданий по сети при выполнении определенных заданий — и тогда этот список должен быть весьма узким, причем, подготовить его может только сам учитель, дающий задание.
Огорчил меня ответ Мизулиной, который я ей задал на выходе с пленарного заседания. Я поинтересовался, как случилось, что ответственность за фильтрацию трафика перешла от провайдера на школы? Она с возмушением отвергла это утверждение. Мои уточнения на статью 14 не помогли. Она не знает об этом! Единственно, предложила написать обращение в комите Госдумы, чтобы они могли это рассмотреть.
Наиболее интересными на Форуме показались мне экспертные оценки новых угроз и их тренды: вредоносы так быстро меняются, что долгосрочная рекомендация может быть только одна — нужно понимать этот риск и не поддаваться на разводки, т.к. эти ребята очень активно используют достижения социальной инженерии и ловко подделываются под добропорядочные ресурсы. Даже на приличных сайтах могут оказаться ссылки от партнеров, ведущие на опасные сайты. Вредоносов интересуют, прежде всего, наиболее посещаемые сайты и адресные ресурсы. Спама стало заметно меньше, зато он заметно более адресный.
Несмотря на увещевания, что все ограничено только наркотой, педофилией и суицидом, уже собираются расширять список пропагандой гейства. Так что, опасения, что было бы начало, а продолжение не заставит себя ждать, вполне оправдывается.
На детской секции было все довольно ожидаемо и скучновато. Любопытные цифры по изучению различных параметров работы детей в сети. Но самое большое исследование пока не озвучено – ожидается презентация в марте. Самым интересным для меня было выступление 9-классника, создавшего свой сайт по безопасной работе в сети, ориентированный на подростков: оказалось, что между программами для маленьких и профессиональными ресурсами, существует дыра.
Особо хочу остановиться на позиции Михаила Леонтьева, с мнением которого обычно мне сложно согласиться. На сей раз он высказал именно то, о чем я сам давно думал.
Интернет помешан на анонимности. Тем не менее, это общественное место, в котором вполне справедливо было бы иметь соответствующую ответственность за поведение в общественных местах. С другой стороны, полный отказ от анонимности, о чем ратует Леонтьев, лишает сеть возможности обмена мнениями на скользкие темы.
Я думаю, решение посредине, что позволило бы иметь более гибкие подходы к фильтрации.
Ряд сайтов могли бы принять внутренние требования по достоверной авторизации, что позволило бы им обозначить это в метатегах сайта. Аналогично, можно было бы некоторым сайтам ввести внутренние правила по возрастной градации. Это позволило бы фильтровать не по адресам, а по метатегам.
Это не полное решение, а только идея, т.к. возникают вопросы с достоверностью, но она полностью сочетается с декларированным на Форуме призывом к саморегулированию сети и одновременно позволяет раскрыть клетку.
Отправить комментарий