17 дек. 2014 г.

Бытовая медитация о (не)стабильности

Очередная попытка разложить пасьянс разрозненных фактов окружающей жизни.

На входе:

  • единство и противоположности по разные стороны российско-украинской границы
  • единство и противоположности протестного и патриотического движений в России
  • гротескный в своей пещерности накат всеобщего контроля и запретов
  • сворачивание вариативности в образовании вместо всемерного расширения
  • рост изоляционистской агрессии с опорой на русскую сакральность
  • истории про постоянство ролевых распределений у стадных животных и ройных насекомых
  • падение рубля и нефти
  • обвал в медицине

Не имею ни малейшего желания искать виноватых– все равно информации недостаточно. Просто, попытка осмыслить состояние и перспективы.

Чем заметнее истерические оценки обоих типов– упреков и пророчеств– по обе стороны российско-украинской границы, тем очевиднее полное ментальное совпадение “небратьев/несестер”. С другой стороны, невозможно не увидеть откровенное и выраженное стремление к иной идентичности. Для Украины, к нашему сожалению, точкой отсчета “иности” стала Россия. Слегка обнадеживает, что не для всех. Для России, после долгих дискуссий о национальной идее мирного времени, точкой отсчета “иности” стала очередной раз Америка. В итоге, все пытаются не “давить в себе раба”, а назначать на эту роль внешний объект: Украина– Россию, Россия– Америку. Как бы обидно это не звучало для романтически настроенных украинцев, опять они ничем от нас не отличаются, потому что раба надо давить в себе, а не снаружи. Кроме порождения нового внешнего врага, они таким образом ничего не добьются. Насколько Россия враг Украины, им виднее. Даже спорить не стану, ибо соседи всегда могут друг другу выставить неограниченный список взаимных претензий или, наоборот, оснований для признательности. Насколько Америка враг России и друг Украины, не знаю. Мне не видно. След за американской “миролюбивой, демократической” политикой очевидно негативный, поэтому опасения России в их адрес заслуженные. Если верить международным опросам, не только России. Отсутствие достоверной информации делает затруднительным иной взгляд, даже при учете заслуженно негативной критики действий российской власти.

Протестное и “патриотическое” движения в России тоже во многом похожи своей разнородностью: если убрать адресат “против кого дружим”, оба моментально развалятся на “тысячи маленьких медвежат” и вступят в борьбу между собой. Единственным их классификатором вижу отношение к изменениям: одни готовы срочно менять сложившееся в стране положение, а другие без холодного расчета, что будет дальше, категорически против двигаться вперед “на удачу”. Поскольку консерваторов всегда заметно больше, действующая власть даже заинтересована в остром состоянии общества: чем острее, тем больше консерваторов. Лишь бы не возникла критическая масса альтернативной политической силы, которая сможет гарантировать сопоставимые условия жизни в случае смены власти без серьезных потрясений.

Чем сложнее ситуация, тем обеспокоенее голос интеллигенции, способной более адекватно оценивать принимаемые меры. Но она наименее готова к социальным потрясениям. Простые решения откатного характера обеспечивают поддержку у менее задумчивых слоев, позитивно относящихся к своему прошлому как более успешному и воспринимающих такие решения как шаги к возвращению прошлого успеха. Такие решения обеспечивают сиюминутную поддержку статистически, но усугубляют сами проблемы, для решения которых теряется темп.

В этой ситуации, потеря контроля над покупательной способностью, может подорвать массовую поддержку. Медицина важна, но сложные проблемы затрагивают не всех. Если обеспечить основные статистически значимые потребности населения, медицина социального взрыва не породит. Образование на этом фоне становится менее важным, т.к. эффект от него имеет задержку по времени. Откат к старым схемам может означать только то, что власть предпочитает сиюминутную поддержку реальному решению проблем. Либо это означает полное непонимание проблем, что менее вероятно на фоне многочисленных аналитических материалов, включая разработки АСИ. Заметная поддержка силовиков тоже говорит в пользу сознательной консервации власти в ущерб проблемам развития, которые всегда несут в себе риск.

Неудержание контроля приведет к длительному хаосу и, возможно, развалу страны, т.к. альтернативных политических сил, которым сможет поверить масса, нет. Что будет потом, легко оценить по украинским событиям– такая же грызня таких же обеспокоенных собой олигархов и политических авантюристов, амбициозных силовиков. Только масштаб побольше и сдерживающих факторов поменьше. И очередные смутные времена надолго, пока не появится консолидирующая сила. Если до тех пор не полетят в белый свет, как в копеечку, силы ядерного сдерживания, оставшиеся без единого контроля.

При чем тут крысы и насекомые? Большинство особей исполняет трудовые роли, но при неожиданном изменении состава часть из них может начать исполнять другие роли. В целом же, соотношение ролей в каждой группе особей не меняется. Если у нас начнется раздрай, каждая группа породит своих лидеров, некоторые из них могут оказаться эффективными. Другое дело, что эффективными они окажутся в ситуации конфронтации и борьбы за власть. Для мирной жизни нужны иные компетенции. Когда нужен был порядок, Путин был эффективным. А когда встала задача развития, все пошло наперекосяк. Думаю, одними успехами Путина и ревнивыми пакостями Обамы это не объяснить.

Комментариев нет: