Пробежка по тезисам послания Федеральному собранию 2018, связанным с образованием. Я их сгруппировал по своему разумению на 3 условные группы по смыслам, которые хочу изложить.
- Неразрешимое диалектическое противоречие:
- равные возможности;
- раскрыть талант.
Равенство вообще тонкая материя, ибо его нет в природе. В образовании после исследования зависимости мотивации к обучению от образования в семье (прежде всего, матери)– это совсем странно звучит для специалистов. Но в общем бытовом контексте бесспорно: все хотят и равенства, и раскрыть талант. У меня нет цели упрекать докладчика, ибо и то, и другое важно, но неразрешимо. Как балансировать эти взаимоисключающие требования– нужно решать в зависимости от целей, сознавая издержки.
- Непротиворечивое улучшение
- развитие творческих способностей и талантов наших детей;
- профориентация («Билет в будущее»);
- наставничество;
- культурно-образовательные и музейные комплексы (центры культурной жизни);
- поддерживать талантливых, нацеленных учителей;
- постоянный профессиональный рост учителей;
- система отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ.
Здесь ничего комментировать не хочу– направления развития понятны и полезны, хотя особое звучание им придает следующий раздел.
- Системно новые ориентиры
- школа должна отвечать на вызовы времени
- переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения,
- с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску,
- учить работе в команде
- навыки жизни в цифровую эпоху
Появление этих тезисов в речи руководителя высшего уровня означает новую фазу их развития. Значит, риторика «давайте вернемся в замечательную советскую школу» ушла в прошлое. По крайней мере, на высшем уровне принятия решений. Это прорыв. Спасибо всем, кто отстаивал позиции необходимости развития системы образования, а не консервации.
- 1-й тезис здесь именно об этом. Просто констатация. Но очень важная.
- 2-й тезис для меня особенно дорог, потому что поворот системы образования к необходимости обеспечить каждому возможность своего образовательного пути– это самое важное в новом не всеми осознанном общественном запросе к системе образования. Если система образования должна обеспечить этот запрос, значит, это неизбежное изменение ценностей, управленческих ориентиров, реакции на запросы учеников и родителей. Не сразу– баржа образования большая и тяжелая, среда вокруг вязкая,– но команда на поворот дана.
- 3-й тезис, по сути, о том же, но под другим углом зрения. Возможно, этот угол зрения будет людям понятнее, поэтому необходимость выбора образовательного маршрута и ответственность за этот выбор они будут осознавать через творческий поиск и тренировку готовности к изменениям.
- Остальное– модные «тренды» про «навыки 21 века». Верно, бесспорно, хотя я бы экспертным языком вместо «работа в команде» проповедовал более широкий спектр soft skills. Но по сути это то же самое– людям понятнее, а детали не для подобного текста.
Последний раздел означает переход экспертной работы по образовательной тематике на новый уровень– предотвращение идиотизма в реализации упомянутых ориентиров. А разъяснение теперь может перейти к следующей фазе, поскольку данные тезисы уже считаются бесспорными. С чем коллег-экспертов и поздравляю!
Комментариев нет:
Отправить комментарий