24 июн. 2019 г.

ЦОС-карта

Это обобщенная прикидка по составу образовательной экосистемы с опорой на относительно привычные уже в образовании задачи.

Высок риск банального масштабирования на национальный проект «Образование» давно отработанных приемов, которые продуктивного образовательного эффекта не обеспечивают.

В конкурентной ИТ-среде выявлена тенденция вытеснения единых платформ экосистемами. Главное возражение против экосистем в сфере образования, что, якобы, никто не знает, как их строить. Здесь предложена попытка возразить с минимумом слов.

Карта состоит из списка возможных информационных подсистем. Подобная карта может быть полезна для охвата задач по проектированию самих систем и протоколов. Чтобы учесть ролевую и функциональную особенность каждой системы, входящей в состав экосистемы, списки оформлены в виде таблиц:

  • 1-я колонка указывает на принадлежность системы: государственная или нет.
  • 2-я колонка указывает на открытость системы
  • дальше колонки, которые указывают на потенциальных пользователей системы c ограниченным ролевым доступом:
    • группа внутреннних пользователей образовательной структуры
    • группа внешних пользователей.

Поправка в карту. В две позиции про «навигаторы по ОО и программам» нужно добавить «и мероприятиям», чтобы не выпали важные разовые мероприятия типа конкурсов, олимпиад, лагерей... И к сокращению «ОО» отнестись со здравым скепсисом– это все, кто делает что-то О, а не строго по закону что называется «образовательная организация».

Реализация любых упомянутых в карте функций может распределяться между различными системами. Например, традиционные электронные журналы/дневники архаично (в логике бумажных технологий) реализуют несколько упомянутых в данном списке функций. В развитой цифровой образовательной среде (ЦОС) функции, традиционно решаемые журналами/дневниками, надо разворачивать иначе, в логике новой постановки задач.

Внимательнее нужно подойти и к задаче формирования реестров, предусмотренных традиционной логикой учета контингента обучающихся, с поправкой на ошибки при создании ранее неоправданно громоздкой информационной системы «Контингент», забракованной Президентом.

Для уточнения наиболее важных задач общей таблицы и обеспечения наглядности экосистемной логики часть обобщенных функций-подсистем развернуты в отдельные списки аналогичной структуры:

  • Методический контур поддержки учителя

    Уточнение. Системы, в которых учитель выступает в роли ученика при повышении своей квалификации, не отличаются функционально от упомянутых учебных систем и поэтому здесь не отражены.

    Все информационные системы в данном списке предполагаются открытыми:

    • Агрегатор методик
    • Агрегатор методических инструментов
    • Агрегатор контента
    • Агрегатор опыта/ форум
    • Агрегатор курсов повышения квалификации
    • Справочник систем цифрового обучения
    • Справочник/форум цифровых приложений
    • Агрегатор пожеланий к цифровым ресурсам
  • Ведение учебного процесса


Для ведения учебного процесса в цифровой среде крайне важны коммуникационные задачи– это самый динамичный элемент, поэтому он прописан очень контурно и условно, но обойти его вниманием нельзя, подчеркивая важность задачи внутренней коммуникации:

  • почта
  • мессенджер (короткие сообщения)
  • аудио-видео/3D/VR/AR инструменты коммуникации
  • проектные доски
  • графические доски

Комментариев нет: