2 февр. 2020 г.

Послемыслие фестиваля семейного образования

  1. Основа семейного образования– регулярные школьные аттестации. Они определяют логику образовательного планирования в семье. Все остальное– предмет гордости, но вне зоны учета и контроля.
  2. Все жадно поглощаемые на фестивале откровения бывалых– эффективные методы
    • прищуренного глаза,
    • научного тыка,
    • здравого смысла,
    • удачного подбора перьев из хвоста сороки.
  3. Подавляющее большинство непрофессиональных представителей «семейного образования» выглядят, как минимум, не менее содержательно, чем подавляющее большинство профессионально подготовленных коллег-учителей.
  4. Если под социализацией понимать массовые стереотипы организации общения, формирования культурных шаблонов, то развитие вне массовых институтов типа школы формирует некоторые лакуны. В том числе и прежде всего, воспитание навыка поведения в дискомфортных стрессовых ситуациях вынужденности и незащищенности. В остальном, среда общения достаточно богата, менее конфликтна, более развивающая, что неплохо смягчает недополученный опыт, позволяет адаптироваться к восприятию информации о лакунах за счет заметно более субъектной позиции выходцев «семейного обучения»

Выводы

  1. Наша cистема образования совершенно не адекватна потребностям жизни и поэтому совершенно неэффективно перемалывает затрачиваемые на нее средства, потому что субъектное отношение к образованию даже без профессиональной подготовки обеспечивает, как минимум, нехудший результат, чем традиционно конвейерная школа, если брать измеряемые показатели.
  2. За рамками измерений качества образования остается субъектность и приобретенные навыки и знания (в современном смысле как часть картины мира, а не как единицы запоминания и контроля). Невозможно судить точно, ибо они не измеряются, но субъективная оценка методом прищуренного глаза и здравого смысла отдает приоритет условным «семейникам». Условным, потому что в законе иных понятий нет, а они имеют массу особенностей в организации образовательного процесса.
  3. Если привнести в систему образования существенно больше субъектности, есть шанс существенно повысить ее эффективность.
    • Во-первых, заставив всех участников проявлять больше активности, ответственности, что даже само по себе не может не дать позитивной отдачи.
    • Во-вторых, обеспечив сторонников активного образования квалифицированными кадрами в рамках системы, избавив их от необходимости осваивать смежную профессию педагога.
  4. Все ограничения по возможности работать в системе образования людей без формальной корочки о педагогическом образовании– ханжество и страх признания ее бесполезной. Мой жизненный опыт однозначно говорит о бесполезности корочки– педагог, кто заинтересованно погружается в педагогические проблемы, а не сдавший формальные испытания. Народный образ недообразованной, но навязчивой Марьванны его подтверждает. Факт неготовности признать достаточным корочку и разнообразные чиновные фантазии о регулярных аттестациях педагогов его подтверждают.

Комментариев нет: